САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕКЛАМЕ (Россия). 16 февраля в онлайн-режиме состоится совместное заседание совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности и  комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы. Тема заседания: «Признание результатов деятельности саморегулируемой организации – новое в законодательстве и практике». 

У саморегулирования в целом в России путь долгий и тернистый. Много дискуссий и споров, неудовлетворённости, сомнений. В мае 2014 года, казалось бы, все административные институты признали неэффективность действующей системы саморегулирования и необходимость принятия мер по её совершенствованию. Это совершенствование должно предусматривать, в частности, формирование эффективной общегосударственной модели саморегулирования и обеспечение максимальной прозрачности СРО. Соответственно, правительство РФ утвердило Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования (распоряжение от 30 декабря 2015 года №2776-р). 

Пять лет шла работа по анализу деятельности существующих саморегулируемых организаций. И, наконец, в конце 2020 года Министерство экономического развития РФ подготовило доклад «О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации». Это большой, объёмный документ (247 страниц!), в котором сделана попытка проанализировать деятельность СРО в самых разных сферах: арбитражных управляющих, оценщиков, кадастровых инженеров, операторов электронных площадок, аудиторов, строителей, проектировщиков, изыскателей, актуариев в сфере азартных игр, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, в области энергетического обследования.

Отдельно выделены СРО, основанные на добровольном членстве, – к их числу относится и саморегулирование в сфере рекламы, которое, как считают эксперты, приблизилась к третьему этапу эксперимента, заключающегося в делегировании отдельных государственных полномочий СРО.

В частности, правительственный документ заканчивается следующей фразой:

«Кроме того, важнейшим направлением реформирования института саморегулирования должно стать делегирование отдельных государственных полномочий как саморегулируемым организациям, основанным на добровольном членстве, так и саморегулируемым организациям с обязательным членством. Первый пилотный проект в данной сфере подготовлен ФАС России. Данный проект связан с делегированием СРО, основанным на добровольном членстве, отдельных полномочий ФАС России в сфере рекламы. Также в настоящее время установление возможности признания органами государственного контроля (надзора) деятельности СРО по осуществлению контроля за своими членами, влекущего отмену мероприятий по контролю со стороны указанных органов в отношении членов СРО, предусмотрено подготовленным Минэкономразвития России законопроектом №850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», внесённым в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и принятым в первом чтении в 2020 году».

Именно поэтому на заседании в ТПП РФ будет рассматриваться вопрос о практике признания результатов деятельности СРО и законодательном регулировании заключения соглашений между государственными и муниципальными органами контроля (надзора) и СРО с добровольным членством. Цель совместного совещания – ознакомление саморегулируемых организаций с возможностями приобретения новых функций, выработка позиции о развитии саморегулирования с помощью такого нового инструмента, как признание результатов деятельности саморегулируемой организации.

Первоначально планировалось провести отдельно заседание совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности с приглашением на него с информацией о законодательном обеспечении саморегулирования в рекламе заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Андрея Кашеварова и для обмена опытом с демонстрацией презентации «От экспертного партнёрства с регулятором к полноценному саморегулированию: опыт СРО «АМИ «Рекламный совет» председателя правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии» (СРО «АМИ «РС») Сергея Пилатова.

Однако в дальнейшем в связи с важностью вопроса было принято решение пригласить и членов комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы. Напомним, что в декабре 2020 года это комитет уже провёл заседание на тему саморегулирования, о которой «Рекламный совет» подробно рассказывал (см. здесь). 

Модераторами на предстоящем совместном заседании станут председатель совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константин Апрелев и председатель Совета национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО», заместитель председателя совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Алексей Каминский.

Помимо докладов Андрея Кашеварова и Сергея Пилатова предполагается выступление члена совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Романа Ковнера с докладом «О признании результатов деятельности саморегулируемой организации».

«Сейчас становится очевидным, что важнейшим направлением развития института саморегулирования в России должно стать делегирование отдельных государственных полномочий саморегулируемым организациям, как основанным на добровольном членстве, так и с обязательным членством. Конкретный пример – проект создания СРО в рекламной сфере, Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет», начатый несколько лет назад по инициативе комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, ФАС России, ряда профессиональных объединений участников рынка. Он как раз и связан с делегированием СРО, основанной на добровольном членстве, отдельных полномочий ФАС России в сфере рекламы. О достигнутых результатах, о том, какие трудности приходится преодолевать, что предстоит сделать в ближайшем будущем, в том числе и в законодательной сфере, и пойдёт речь на заседании 16 февраля»,

– рассказал Сергей Пилатов.

К дискуссии кроме членов совета и комитета приглашены руководители и члены саморегулируемых организаций, представители бизнес-сообщества.

(Соб. инф.)