УКРАИНА. Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект, который запрещает использовать в рекламе утверждения и изображения о превосходстве одного пола над другим и стереотипы о роли мужчины и женщины.

За закон «О внесении изменений в закон Украины «О рекламе» относительно противодействия дискриминации по признаку пола» проголосовали 307 народных депутатов при 226 необходимых голосах.

«Главной целью законопроекта является противодействие дискриминации по признаку пола в сфере рекламы и защите прав потребителей рекламы путём уточнения положений действующего закона Украины «О рекламе» и усиления ответственности за нарушение его требований»,

– говорится в пояснительной записке к законопроекту. 

В принятом документе отмечается, что противодействие дискриминации по половому признаку – одно из обязательств Украины в соответствии с Конвенцией ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Соглашением об ассоциации Украины с ЕС, Стратегией гендерного равенства Совета Европы на 2018 – 2023 годы, Глобальными целями устойчивого развития ООН.

Что нельзя

Согласно законопроекту в рекламе запрещается помещать утверждения и/или изображения об интеллектуальном, физическом, социальном или ином предпочтении одного пола над другим и/или о стереотипности роли мужчины и женщины, что ограничивает свободу жизненного выбора человека; унижать достоинство человека по признаку пола; демонстрировать насилие по признаку пола; содержать изображения тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя и/или намёки (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не имеющие прямого отношения к рекламируемому продукту или способу его потребления.

Ответственность за нарушение

Законопроект предлагает ввести ответственность рекламодателей, виновных в заказе производства запрещённой законом рекламы. В частности, повторное совершение рекламодателями, производителями и распространителями рекламы нарушений в течение года влечёт за собой наложение штрафа в 30-кратном размере стоимости распространённой рекламы.

Также предполагается за непредставление/несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации о стоимости распространённой рекламы и/или изготовление/распространение рекламы налагать штраф в размере 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 3 тысячи 400 гривен (по сегодняшнему курсу 1 гривна равна 2,73 российского рубля. – Прим. ред.)

В случае невозможности установления стоимости рекламы, изготовлённой/распространённой с нарушением требований закона, налагается штраф в размере до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 10 тысяч 200 гривен.

Дискриминационная реклама…

…это реклама, которая использует утверждения и/или изображения, являющиеся дискриминационными по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, языковым или иным признакам в отношении лица и/или группы лиц.

Дискриминационная реклама по признаку пола – реклама, которая содержит утверждение и/или изображение об интеллектуальном, физическом, социальном или ином предпочтении одного пола над другим и/или о стереотипности роли мужчины и женщины, ограничивающей свободу жизненного выбора человека; унижает достоинство человека по признаку пола; демонстрирует насилие по признаку пола; содержит изображения тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя и/или намёки (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не имеющие прямого отношения к рекламируемому продукту или способу его потребления.

Закон вступит в силу через три месяца после публикации.

(По сообщениям информагентств)