АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия, Псковская область/Санкт-Петербург).

«Ни дня без рассмотрения запроса» – именно под таким девизом работают в последнее время эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений представительства саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») в Санкт-Петербурге, созданного и действующего на базе городского Общественного совета по рекламе (ОСР) (запросы, уже рассмотренные комитетом, можно найти здесь). Очередной пришёл из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Псковской области и касался он магазина для любителей рыбной ловли под названием «ПУТИНА».

Не намекает ли вывеска на президента?

Псковские антимонопольщики задали экспертам СРО «АМИ «РС» три вопроса:

  • Является ли конструкция, на которой размещён баннер со словами «Магазин ПУТИНА», рекламной в понимании определения рекламы, данного в статье 3 закона о рекламе?
  • Каковы возможные варианты ассоциаций и восприятия изображённой на баннере информации потенциальным потребителем?
  • Соотносится ли содержание баннера с нормой пункта 2 части 5 статьи 5 закона о рекламе?
  • Напомним читателям, что пункт 2 части 5 статьи 5 говорит о том, что в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

    Это вовсе не реклама

    Обращение Псковского УФАС изучили члены комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений ОСР Санкт-Петербурга, а также председатель правового комитета СРО «АМИ «РС».

    По первому вопросу были высказано единое мнение – это вывеска, а не реклама. Так, Наталия Плошкина, главный специалист СПБ ГКУ «Городской центр размещения рекламы и праздничного оформления», отметила, что вывеска магазина в месте её нахождения не подпадает под понятие рекламы, что доказано правоприменительной и судебной практикой. Её поддержала Ирина Шурмина, эксперт юридической компании Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP:

    «По нашему мнению, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФАС России от 27.12.2017 №АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», рассматриваемая конструкция не является рекламной. Как мы понимаем, она расположена на фасаде здания, в котором расположен магазин, и содержит указание на название магазина и графическое изображение, демонстрирующее назначение товаров в этом магазине, то есть не содержит сведения рекламного характера».

    Алексей Блинов, генеральный директор АО «Медиа пресс», добавил, что в данном случае слово ПУТИНА как название магазина должно быть в кавычках – «Путина».

    По поводу ассоциаций, о чём спрашивалось во втором вопросе, хорошо ответил Дмитрий Григорьев, председатель правового комитета СРО «АМИ «РС»:

    «Поскольку потенциальный потребитель у магазина – это рыбак, то он будет воспринимать название магазина как сезон рыбалки».

    Более развёрнуто пояснила свою позицию Ирина Шурмина:

    «Очевидно, что владелец магазина использует игру слов, которая у обычных потребителей может вызвать ассоциацию «магазин президента». Такому восприятию может способствовать само название магазина, а также изображение флага по нижнему краю вывески. Тем не менее, с учётом специфики целевой аудитории магазина (рыбаки знают, что путИна – это сезон интенсивного лова рыбы) подобная игра слов является скорее обычной шуткой для привлечения внимания, чем стремлением создать впечатление об одобрении магазина президентом России».

    С Ириной Шурминой согласен и Игорь Савви, директор Открытой ассоциации рекламных агентств и коммерческих коммуникаций Петербургского метрополитена:

    «Игра слов присутствует, цветовое решение её подчеркивает, однако этот ассоциативный ряд очевиден потенциальному потребителю и не должен вводить его в заблуждение. Размещённый на вывеске магазина контур фигуры рыбака однозначно определяет подразумеваемое в данном случае значение слова «путина».

    Не вызвала вывеска каких-либо иных ассоциаций и у Анатолия Голова, сопредседателя Союза потребителей России:

    «Изображения, представленные на вывеске – рыбак и рыбка, однозначно увязаны со значением слова «путИна» – ударение на второй слог».

    Единодушным был вердикт экспертов и по третьему вопросу – законодательство не содержит запрета на использование Государственного флага РФ на вывесках, если подобное использование не является надругательством над флагом. При этом даже в случае, если баннер будет признан рекламой, то нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 закона о рекламе здесь нет, поскольку отсутствует указание на то, что магазин одобрен органами государственной власти. 

    Заключение экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений ОСР Санкт-Петербурга, не нашедших в вывеске «Магазин ПУТИНА» нарушений рекламного законодательства, отправлено в Псковское УФАС.

    С  протоколом рассмотрения запроса и выводами экспертов можно ознакомиться здесь.

    (Соб. инф.)