ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Брянской и Псковской областям признали ненадлежащей рекламу вейп-шопа и ресторанно-гостиничного комплекса соответственно, а антимонопольщики Челябинского УФАС выясняют правомерность табачной рекламы с использованием образа памятника «Тыл – фронту» и наружной рекламы одного из вейп-баров (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Брянское УФАС рассмотрело дело в отношении ИП по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Внимание сотрудников антимонопольного управления привлекла рекламная конструкция со словами:

«VAPE SHOP электронные испарители».

Она привлекает внимание к деятельности заведения, даёт явное представление об реализации табачных изделий и по своему содержанию и формату размещения очевидно направлена на поддержание интереса как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой продукции, а значит, соответствует всем признакам рекламы.

В связи с вступлением в силу с 28.01.2021 изменений в ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов (пункт 8 статьи 7).

Из письменных объяснений ИП следует, что рекламодатель в связи с недавними изменениями в законе не успел вовремя убрать рекламу, и с вменяемым ему нарушением согласен.

Реклама VAPE SHOP была признана ненадлежащей, предписание об устранении нарушения не выдавалось, так как реклама была снята до рассмотрения дела. ИП будет привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ.

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Псковское УФАС продолжает рассматривать дела псковских кафе и ресторанов, которые публикуют рекламу алкогольной продукции в социальных сетях.

Так, на этот раз антимонопольщики признали ненадлежащей рекламу ресторанно-гостиничного комплекса «Двор Подзноева»: в аккаунтах компании в «Инстаграме» и в «ВКонтакте» была размещена реклама пива и вина. По итогам рассмотрения будет возбуждено дело об административном правонарушении.  

Также вынесены постановления в отношении ООО «Ресторанная компания» и должностных лиц, ответственных за размещение рекламы в соцсетях. За публикацию постов с рекламой алкоголя компания как субъект малого и среднего бизнеса за впервые совершённое правонарушение получила предупреждение.

«О том, что реклама алкогольной продукции в интернете запрещена, звучит практически «из каждого чайника» – еженедельно выходят новости о новых делах и штрафах. Но нарушения продолжаются. Причём продолжают нарушать и те, которые уже были оштрафованы или предупреждены. Кто-то думает, что, разместив фото бокала без надписи или пивной бутылки без бренда, нарушений нет… Это не так: если реклама формирует интерес к алкогольной продукции как напитку, то такая реклама должна соответствовать требованиям закона о рекламе»,

– прокомментировала Ольга Милонаец.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС изучает правомерность рекламы с изображением памятника «Тыл – фронту».

В ходе мониторинга интернет-ресурсов антимонопольщики выявили факт использования магнитогорским магазином Dymshop образа памятника «Тыл – фронту», являющегося в городе монументом памяти Великой Отечественной войны. Использование в рекламе символов и образов Великой Отечественной войны может являться оскорбительным для ветеранов памятных событий и тружеников тыла.

Указанный магазин реализует кальяны и табак. Факт публикации данного изображения был зафиксирован в ходе проведения по поручению центрального аппарата ФАС России мониторинга рекламы табака и устройств для потребления никотиносодержащей продукции на территории Челябинской области.

Реклама будет вынесена на обсуждение членов экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС.

Антимонопольный орган отмечает, что согласно части 6 статьи 5 закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия, а в силу пункта 8 статьи 7 не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

***

Также Челябинское УФАС изучает правомерность рекламы вейп-бара.

Антимонопольная служба зафиксировала факт размещения спорной рекламы вейп-бара «Чердак» на проспекте Победы в Челябинске. Данная реклама выявлена в ходе проведения специалистами управления мониторинга наружной рекламы табака, размещённой на территории Челябинской области.

Кроме того, реклама содержит слоган:

«Лучший vape бар города».

При этом согласно действующему законодательству употребление в рекламе слова «лучший» должно осуществляться с указанием конкретного критерия, по которому происходит сравнение и который имеет объективное подтверждение. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого объекта.

В случае подтверждения наличия признаков нарушения закона о рекламе Челябинское УФАС возбудит дело.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)