ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА. Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Москве признало ненадлежащей рекламу устройства для потребления никотинсодержащей продукции, а УФАС по Кабардино-Балкарской Республике – наружную рекламу с изображением кальяна. Их коллеги из Брянского УФАС выдали ИП предупреждение за незаконную рекламу пива (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. УФАС по Брянской области рассмотрело дело в отношении ИП, владеющего кафе в Брянске. Так, в оформлении зонтов, установленных на территории кафе, использовались товарные знаки пива «Балтика» с пометкой о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции. Данный объект рекламирования является средством индивидуализации пивоваренной компании, изготовляющей пиво и напитки на его основе. Указанное обозначение обладает высокой отличительной способностью по отношению к товару, для маркировки которого он используется, и, одновременно, это обозначение позволяет отличить данный товар «Пиво» от однородных ему товаров.

Согласно части 2.1 статьи 21 закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Так как пиво согласно положениям ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» является видом алкогольной продукции, то к его рекламе должны применяться требования, установленные к рекламе алкогольной продукции.

ИП на рассмотрении дела пояснил, что заключил договор с производителем пива, который предоставил зонты с логотипом «Балтики». При этом поставщик не предупредил предпринимателя, что зонты нельзя размещать на территории, прилегающей к кафе, поскольку это будет являться наружной рекламой алкогольной продукции. ИП обязался принять меры по скорейшему устранению нарушения.

Комиссия Брянского УФАС рекламу алкогольной продукции признала ненадлежащей и выдала ИП предписание. За впервые совершённое правонарушение в соответствии с КоАП РФ рекламодателю выдано предупреждение.

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. УФАС по КБР по результатам проведённой совместно с прокуратурой проверки соблюдения законодательства о рекламе выявило физическое лицо, не являющееся ИП, которое занимается продажей в том числе табачной продукции. При этом на фасаде здания, где расположен магазин, размещён информационный плакат, адресованный неопределённому кругу лиц и направленный на привлечение их внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. На плакате изображён кальян с исходящим от него дымом. Текст гласит:  

«Продуктовый магазин «Дымок».

По мнению антимонопольщиков, плакат соответствует признакам, установленным пунктом 1 статьи 3 закона о рекламе, то есть является рекламой. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» под кальяном понимается прибор, который используется для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью. Перечень объектов рекламирования, реклама которых не допускается, установлен статьёй 7 закона о рекламе. Так, в соответствии с пунктом 8 этой статьи не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом рассматриваемая реклама не соответствует законодательству о рекламе. Физическое лицо привлечено к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ.

МОСКВА. Московское УФАС признало рекламу АО «ТД «Перекрёсток» и Joom SIA ненадлежащей.

Комиссия управления рассмотрела дела, возбуждённые по признакам нарушения закона о рекламе при распространении объявления в системе «Яндекс.Директ». Объектом рекламирования являлись устройства для потребления никотинсодержащей продукции Iqos и Glo с электрической системой нагревания табака. Такая реклама противоречит требованиям пункта 8 статьи 7 закона о рекламе.

«Действия законодателя по сокращению спроса на табачную продукцию стимулируют бизнес разрабатывать новые товары, которыми в сегодняшних реалиях стали электронные сигареты в их различных проявлениях. В этой связи, чтобы успеть за технологиями, закон о рекламе необходимо было менять под существующие реалии и расширять сферу запрета рекламы табака. Устройства нагревания табака так или иначе прямо связаны с никотиносодержащей продукцией, в связи с чем объективно подпадают под запрет рекламирования. За соблюдением данного запрета антимонопольные органы ведут тщательную и непрерывную работу»,

– комментирует заместитель руководителя Московского УФАС Павел Олейник.

По результатам рассмотрения дел в действиях рекламодателей (АО «ТД «Перекрёсток» и Joom SIA) и рекламораспространителей (ООО «Яндекс» и Yandex Europe AG) было установлено нарушение пункта 8 статьи 7 закона о рекламе. Распространение рекламы в настоящее время прекращено. За допущенное нарушение нарушителям грозит штраф от 150 тысяч до 600 тысяч рублей, предусмотренный статьёй 14.3.1 КоАП РФ

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)