УЗБЕКИСТАН. Предлагаем вниманию читателей «Рекламного совета» фрагменты интервью главы Антимонопольного комитета Республики Узбекистан Нажмиддинходжи Шарипова, которое он дал порталу Repost.uz, касающиеся рекламного рынка страны.

– Какие изменения в законодательстве о рекламе можно отметить? Какие инициативы ждут нас в будущем?

– Сегодня у нас много средств и возможностей для распространения рекламы, но ключевой является наружная реклама. В 1998 году мы приняли закон «О рекламе», однако за 20 лет рекламный рынок многократно трансформировался. Нормативная база уже не может соответствовать реалиям сегодняшней жизни. В прошлом году появилось постановление кабинета министров, которое внесло ясность в размещении и использовании рекламы. Оно, во-первых, даёт определение понятию рекламы, приводит список товаров и услуг, которые можно или запрещено размещать. Во-вторых, появился новый инструмент для выбора площадок размещения – аукцион. Это означает, что право на возведение рекламных носителей будет распределяться между рекламными агентствами и предпринимателями на честной основе, в обход всяческих коррупционных схем. Также изменились требования к процентному соотношению социальной рекламы к общему числу всех рекламных материалов. Если раньше доля социальной рекламы должно было составлять 5% от общего числа всей рекламы, то теперь мы хотим увеличить до 20%.

Очень много нареканий насчёт языка. Многие жалуются, что помимо государственного языка много рекламы на других иностранных языках. Согласно действующему законодательству нет конкретных указаний на этот счёт языка. Мы изучили международный опыт и скоро планируем внести поправку, согласно которой рекламные материалы должны быть на узбекском языке и потом уже, по желанию клиента, дублироваться на других языках.

– Как вы планируете бороться с незаконными рекламными сооружениями?

– Будет создана комиссия во главе хокимиата, в состав которой войдут представители антимонопольного комитета, других государственных и негосударственных организаций. Мы проведём мониторинг на наличие паспортов на размещение рекламных материалов и демонтируем незаконные сооружения.

– Изменятся ли тарифы на носители наружной рекламы?

– Если раньше тарифы устанавливались хокимиятом, то в скором времени размеры тарифов будут устанавливаться депутатами народных кенгашей. Я думаю, это правильное решение, так как партии представляют интересы разных социальных групп и преследуют различные цели, что в итоге может привести к компромиссу.

Чтобы развить в областях рекламный рынок, мы хотим установить самый высокий тариф в Ташкенте. 

– Существует ли в рекламной бизнесе цензура и как она выглядит?

– Раньше была комиссия, которая согласовывала содержание и вид рекламных материалов и выдавала паспорт. Но согласно указу президента функции комиссии переданы главному управлению министерства строительства, а сама комиссия по Ташкенту была упразднена.

Что касается, скажем так, редакционной коллегии. Раньше комиссия собиралась каждый четверг. Члены комиссии смотрели эскизы, которые предоставлялись предпринимателями из рекламного бизнеса или рекламодателями. Кто-то из членов комиссии проверял орфографию, кто-то следил за дизайном и т.д. Бывали случаи, когда эскизы годами не рассматривались и были отложены в долгий ящик. Мы решили, что обязательно нужно отказаться от такой практики, так как она устарела и противоречит законодательству. Мы от этого ушли и уйдём полностью в скором времени. Я думаю, что реклама как инструмент и как искусство освободилась и стала развиваться. Если мы раньше ограничивали, то сегодня мы дали волю. 

– В мировой практике очень популярен и финансово выгоден product placement (размещение продукта на различных торговых площадках и в медиаконтенте. – Прим.ред.) Как обстоят дела с таким видом рекламы?

– Мы хотим внести в законодательство данное понятие и всячески пытаемся сегодня популяризировать его среди рекламодателей. Но, к сожалению, очень малое количество рекламодателей сегодня понимают преимущества данной рекламы. Весь мир зарабатывает на этом. Я думаю, что вопрос легализации – дело времени. 

– Что и где нельзя рекламировать?

– Мы хотим запретить рекламу в учебных материалах, в тетрадях. Нельзя рекламировать табачные и алкогольные изделия на телевидении. В случае нарушения мы выносим предписание на крупные штрафы в отношении юридических лиц, а к должностным лицам вводится административная ответственность.