АМИ «РС» (Россия, Санкт-Петербург). Председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») Сергей Пилатов выступил с презентацией на публичных обсуждениях правоприменительной практики Санкт-Петербургского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России за третий квартал 2020 года. Она была посвящена первым результатам рекламной кампании «Мы за здоровую рекламу в Санкт-Петербурге!». Итоги работы комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга за летний период – с 1 июня по 31 августа были подведены секретариатом СРО «АМИ «РС» в конце прошлой недели.

Для начала докладчик пояснил, почему именно Петербург был выбран местом проведения кампании. Дело в том, что согласно Меморандуму «О разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО», подписанному 28 сентября 2017 года ФАС России, правительством Санкт-Петербурга и Европейским альянсом по рекламным стандартам, именно город на Неве является пилотным субъектом по развитию рекламного саморегулирования в нашей стране, а рекламная кампания – один из этапом реализации меморандума.

Сергей Пилатов сообщил, что в рамках кампании «Мы за здоровую рекламу в Санкт-Петербурге!» СРО «АМИ «РС» открыла специальный домен «реклама-жалоба.рф», с которого потребители сразу попадают на страницу, где можно заполнить форму обращения с претензией на рекламу и с необходимыми пояснениями и инструкциями. Также имеется возможность послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38 или позвонить по телефону (812) 321-26-54, по которому окажут содействие в оформлении претензии.  

Рекламную кампанию на первом этапе поддержали редакция «КП в Петербурге», телегид «Панорама ТВ», далее свои места под размещения плакатов предоставила компания «Реклама-центр». При содействии комитета по печати и взаимодействию со СМИ для размещения рекламного видеоролика были предоставлены пять городских электронных дисплеев, а для плакатов – около 40 конструкций формата 3х6 м и примерно 30 ситибордов.

«Начиная кампанию, мы ставили целью перенаправить потребительские претензии на рекламу непосредственно в саморегулируемую организацию, минуя государственные органы, включая прокуратуру и ФАС России»,

– пояснил Сергей Пилатов.  

Далее докладчик продемонстрировал соотношение прямых жалоб и обращений по результатам работы комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга с начала года, которых поступило свыше 140. В целом соотношение составило: 64 % – жалобы из органов государственной власти (52% – из УФАС) и 34% – прямые жалобы, присланные, в основном, в летний период.

С начала лета в комитет поступило 61 обращение и жалоба по поводу той или иной спорной рекламы. При этом 29 из них – из госорганов: 24 – из территориальных УФАСов, четыре – из комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга, одно – из администрации Нижнего Новгорода. 

Как подчеркнул докладчик, география УФАСов, обратившихся в комитет СРО за экспертизой, весьма разнообразна: от Калининградской области до Приморского края. Больше всего обращений поступило из Хабаровского УФАС – шесть, по четыре обращения – из Свердловского УФАС и УФАС по Республике Коми, два – из Нижегородского УФАС. Также были обращения из Челябинской, Свердловской, Курганской и Курской областей, Пермского края. Одна реклама была рассмотрена в результате собственного мониторинга СРО «АМИ «РС».

32 жалобы поступили непосредственно от граждан на специальный домен «реклама-жалоба.рф» или по прямой телефонной линии. Общее число прямых жалоб и обращений в СРО «АМИ «РС» превысило число обращений из государственных органов в целом, а потому процентное соотношение жалоб и обращений изменилось диаметрально в противоположном направлении.

Рассмотрение запросов привело к таким результатам. В пяти случаях выявлены нарушения законодательства и рекламных стандартов, в 17 нарушений не обнаружено, даны ответы по прецедентам в трёх случаях. В стадии рассмотрения – три обращения (это не считая поступивших за первую декаду сентября). 

А учитывая, что рекламная кампания проводилась в пилотном субъекте – Санкт-Петербурге как отдельном субъекте Федерации, то соотношение выглядит иначе: оно резко меняется в пользу прямых жалоб потребителей – ориентировочно 85% на 15%.

По мнению Сергея Пилатова, это, безусловно, является прямым следствием проводимой рекламной кампании «Мы за здоровую рекламу в Санкт-Петербурге!»

Далее он рассказал, что из 32 жалоб на конкретную рекламную продукцию, поданных 22 гражданами Санкт-Петербурга, по трём жалобам даны разъяснения потребителям, пять обращений, в основном на незаконные рекламные конструкции, переданы в органы государственной власти по компетенции. Эксперты рассмотрели 17 макетов рекламы, в стадии рассмотрения – четыре жалобы (не считая сентябрьских), по двум жалобам приняты решения по прецедентам и даны ответы, в одном случае реклама была заменена в добровольном порядке без рассмотрения экспертами. По 11 рекламным сюжетам выявлены нарушения законодательства и стандартов, в шести случаях они не выявлены.

«Важно отметить, что девять рекламных изображений были изменены добровольно после принятия решения комитетом по рассмотрению жалоб СРО»,

– подчеркнул спикер. 

Наибольшее число жалоб по видам рекламы как в территориальные УФАСы, так и непосредственно в СРО «АМИ «РС» (в целом 32 жалобы) поступили на оскорбительную рекламу по половому признаку и по признаку профессии. На втором месте – жалобы на рекламу, которая вводит в заблуждение (семь жалоб). Есть претензии по использованию в рекламе государственного языка (четыре жалобы). Среди прямых жалоб потребителей большое число претензий на незаконные рекламные конструкции и несанкционированную рекламу (пять обращений).

«Полученный результат – это именно то, к чему мы стремимся, развивая процесс саморегулирования. Мы полагаем, что чем больше рекламная индустрия будет ответственной перед потребителями, тем больше доверия к рекламе будет со стороны общества и власти. Не случайно слоган нашей Ассоциации «Рекламный совет» – «Доверие через ответственность!»

– отметил Сергей Пилатов.

Теперь, по его словам, рекламная кампания в Петербурге будет продолжена в первую очередь в направлении защиты от недобросовестной рекламы детей и пожилых людей.

(Соб. инф.)