ФАС И РЕКЛАМА. В Москве и Оренбургской области территориальные управления  Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России возбудили несколько дел по нарушениям закона о рекламе. Часть уже рассмотрена, приняты соответствующие решения (предыдущую подборку см. здесь).

Напоминаем, что материалы, рассказывающие о нарушениях законов о рекламе и защите конкуренции в различных сферах, выявленных регулятором, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

МОСКВА. Московское УФАС возбудило ряд дел по факту распространения рекламы ветеринарных клиник, предлагавших услуги диагностики, вакцинации и лечения коронавируса… у кошек и собак.

При содействии площадки контекстной рекламы «Яндекс.Директ» антимонопольный орган выявил рекламу ряда столичных ветеринарных клиник и клиник из других регионов, которые предлагали провести тесты, а также вакцинировать или вылечить домашних животных от коронавируса. ООО «Яндекс» в оперативном режиме собрало и представило материалы о рекламодателях такой рекламы.

В рекламе использовались следующие ключевые слова:

«тест на коронавирус», «тест на коронавирус кошек», «экспресс-тест на коронавирус», «экспресс-тест на коронавирус у кошек», «анализ кала на коронавирус у кошек», «анализ кала на коронавирус у кошек цена», «сдать анализ на коронавирус кошек», «стоимость анализа на коронавирус у кота», «анализ на коронавирус у собак», «анализ на коронавирус цена», «как берут анализ на коронавирус», «какие анализы определяют коронавирус», «коронавирус анализы», «коронавирус анализ крови» и т.п.

Как известно, под ключевыми словами в контекстной рекламе в интернете понимаются такие слова, которые используются рекламодателем в качестве одного из критериев отображения рекламы для потребителя. То есть при вводе в строке поиска поисковой системы словосочетания «магазин одежды» потребитель увидит рекламное объявление, при создании которого рекламодатель выбрал в качестве ключевых слов «магазин», «одежда», «магазин одежды».

Таким образом, считают в Московском УФАС, ветеринарные клиники намеренно использовали в рекламе слово «коронавирус» и связанные с ним слова для отображения своей рекламы среди потребителей, ищущих информацию о возможном заболевании коронавирусом домашних животных.

Отмечается, что на территории Российской Федерации зарегистрированы лекарственные препараты для ветеринарного применения, используемые для профилактики (иммунизации) против коронавирусной инфекции только у крупного рогатого скота, а зарегистрированная система диагностики, вакцинации и лечения коронавируса у кошек и собак отсутствует. На основании этого Московское УФАС  пришло к выводу о наличии в рекламе ветеринарных клиник признаков недостоверности и возбудило дела о нарушении законодательства о рекламе.

Материалы по ветеринарным клиникам из других регионов направляются в соответствующие территориальные управления ФАС России. В частности, они уже направлены в Санкт-Петербургское, Ханты-Мансийское и Тюменское УФАС. Если по результатам рассмотрения дел будут установлены нарушения, рекламодателям на основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ будет грозить штраф до 500 тысяч рублей.

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. В ходе очередных проверок рекламы, распространяемой на территории Оренбурга, внимание специалистов Оренбургского УФАС привлекли листовки на барной стойке в одном из магазинов «Бочка». Они рекламировали услуги по доставке еды из сети кафе-баров «Хорошая компания». В тексте предложения содержались слова:

«ЯПОНУТЬСЯ/ВКУСНАЯ ЕДА…»

Владелец сети «Хорошая компания», он же рекламодатель (ИП), пояснил, что слово «японуться» произошло от сложения слов «окунуться» и «японец» и использовалось для более красочного речевого оборота и привлечения таким образом внимания потребителя. А тот факт, что несуществующее в словарях слово созвучно с выражением ненормативной лексики и может восприниматься как бранное и не подлежит использованию в рекламе, ИП не смутил.

Комиссия антимонопольного органа признала владельца «Хорошей компании» нарушившим требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

***

Бузулукская межрайонная прокуратура с целью возбуждения дела об административном правонарушении передала в Оренбургское УФАС материалы проверки требований законодательства о рекламе в отношении одного из ИП Бузулука.

Предприниматель разместил на фасаде здания рекламу оказания посреднических услуг в сфере легализации мигрантов на территории России на узбекском языке. Однако он  не учёл, что при производстве и размещении рекламы должны соблюдаться требования гражданского законодательства о государственном языке РФ, в силу которого в тексте рекламы допускается использование иностранных слов и выражений, только если одновременно присутствует их перевод на русский язык, который должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке. В спорной рекламе перевод текста на русский язык отсутствовал.

Таким образом было нарушено рекламное законодательство, которым предусмотрено, что в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Оренбургское УФАС признало ИП  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Административный штраф заменён на предупреждение.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам Московского и Оренбургского УФАС России