АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Аудиорекламе детейлинг-центра из Серпухова, где одно из слов было запикано, не удалось «провести» членов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»): при её оценке эксперты выявили нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Справка

В силу части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

Запрос на рассмотрение спорной рекламы силами комитета по жалобам СРО поступил из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Московской области. Речь идёт о рекламе в эфире радио «Европа плюс в Серпухове» детейлинг-центра «Автодент» со словами:

«Что делать? Муравью … приделать. Не упустите большую распродажу модельных авточехлов в детейлинг-центре «Автодент». Мы преображаем салон и кузов вашего авто …»

(Аудиофайл доступен здесь ).

Антимонопольное ведомство в данной рекламе услышало в прямом смысле этого слова признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и обратилось в СРО «АМИ «РС», с которой действует соглашение о взаимодействии, с просьбой ответить на вопросы, а именно: действительно ли в рекламе есть признаки нарушения части 6 статьи 5, иные нарушения рекламного законодательства?

К оценке аудиорекламы были привлечены девять экспертов комитета по жалобам СРО. Восемь из них увидели в рекламе нарушения части 6 статьи 5 и все они не нашли нарушений иных статей рекламного законодательства. Вот пояснения специалистов Ассоциации «Рекламный Совет».

В отношении подобных рекламных приёмов необходимо учитывать, что в русском языке есть понятие имплицитного текста, когда конкретное слово не звучит, но оно понятно. Наша способность воспринимать такой текст следует из особенностей физиологии: мозгу достаточно лишь части информации, чтобы понять её смысл. Эволюция научила нас достоверно восполнять смысловые пробелы, и данный пробел в аудиорекламе детейлинг-центра «Автодент» заполняется только матерным словом, что и приводит к нарушению закона о рекламе. Кроме того, по мнению экспертов, рекламодатель путём запикивания подтверждает, что потребитель информации должен услышать именно нецензурное слово, так как если бы предполагалось иное, звукового сигнала бы не следовало.

Важно и такое дополнение, сделанное членами комитета по жалобам СРО: для единства правоприменения следует учесть сложившуюся практику Роскомнадзора, который считает, что маскировка нецензурной брани подобным образом, когда замаскированное слово не вызывает сомнений, маскировкой по сути не является.

Таким образом выводы, сделанные экспертами СРО «АМИ «РС» и отправленные в Московское областное УФАС, гласят: выявлены нарушения положений части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», как, кстати, и отдельных норм Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)