РОССИЯ. Законопроект о запрете распространения в телепрограммах рекламы лекарственных средств внесён на рассмотрение Госдумы. Авторами инициативы выступили председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, его первый заместитель, бывший замглавы Минздрава РФ Игорь Каграманян и первый зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.

«Законопроектом предлагается запретить распространение в телепередачах и телепрограммах рекламы лекарственных средств», – говорится в пояснительной записке. По мнению сенаторов, мотивация рекламодателя, как правило, далека от заботы о здоровье пациентов.

«Компании заинтересованы в рекламе в телепрограммах и телепередачах вновь разработанных дорогостоящих лекарственных средств. На рекламе на телевидении целиком основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку люди, которые употребляют эти препараты, обладают в силу депрессивных психических состояний повышенной внушаемостью»,

– считают авторы законопроекта.

Реклама лекарств в телепередачах побуждает зрителей к их приобретению, подменяя собой медицинского работника, чем стимулирует самолечение, предлагая потребителю «простые» средства от повышения давления, от высокого уровня холестерина, от ожирения и так далее, утверждают они. Более того, «иностранные фармацевтические компании могут быть прямо заинтересованы в расширении рекламных бюджетов вне зависимости от пользы для пациентов, поскольку налоговое законодательство позволяет вычитать расходы на рекламу из налогооблагаемой базы», отмечают также разработчики.

«Кроме того, реклама, адресованная персонально неопределённому кругу зрителей телепередач и телепрограмм, не позволяет учесть индивидуальные особенности здоровья, наличие показаний и противопоказаний к применению конкретным потребителем того или иного лекарственного препарата, подлежащего отпуску по рецепту»,

– сказано в сопроводительных материалах.

«Подобная реклама создаёт условия для несогласия пациентов следовать рецептурным назначениям медицинских работников, что, в свою очередь, ведёт к правонарушениям со стороны аптечных организаций в виде отпуска соответствующих лекарственных препаратов без рецепта по сформированному на основе рекламы в телепередачах и телепрограммах желанию потребителя»,

– предупреждают сенаторы.

Это, как утверждают авторы законопроекта, создаёт риск для жизни и здоровья потребителей лекарств в виде аллергических реакций, привыкания, неучтённого побочного действия и иных негативных следствий применения лекарств без назначения врача.

Другое мнение

Ранее, в марте нынешнего года, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) выступила против запрета рекламы лекарств на ТВ и радио. По подсчётам экспертов ассоциации, в среднем на рекламу в категории «медицина и фармацевтика» в России приходится около 20% от общего объёма рекламы. Таким образом, если призывы законодателей о запрете рекламы лекарств воплотятся в жизнь, то российские телеканалы и радиостанции лишатся около 30 млрд рублей в год. Об этом говорилось в письме АКАР в адрес главы Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, а также в аналогичных письмах, направленных в правительство РФ, Минсвязи, Федеральную антимонопольную службу РФ, Минэкономики, Совет Федерации, Госдуму, Общественную палату и уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей

По мнению АКАР, действующее законодательство и так устанавливает строгие требования к рекламе лекарств. Например, реклама не должна гарантировать положительное действие препаратов, их безопасность и эффективность. В ассоциации считают, что распространителями рекламы осуществляется строгий контроль за достоверностью её содержания.

(Соб. инф. по сообщениям ТАСС и Sostav.ru)