АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). «Нарушений нет. Фантазии и домыслы выходят за рамки профессиональной оценки» – так ёмко отозвался один из 10 экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»), оценивая рекламу, размещённую в Кургане. А сделал он это, как и его коллеги по комитету, по запросу Курганского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России.

На один из приёмов граждан, которые руководители всех территориальных УФАСов проводят регулярно, к Татьяне Соболевской, возглавляющей региональный антимонопольный орган, пришёл житель Кургана с жалобой на плакат, который висел на рекламной конструкции напротив дома 49 по улице Красина. На нём была изображена полуобнажённая женщина, держащая перед собой листок бумаги со словами: «Место для вашей рекламы», и приводились сведения: «РБЦ 606-606 www.reklama45.ru».

Заявитель посчитал рекламу неэтичной. Сотрудники Курганского управления также решили, что здесь есть признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении на рекламе непристойного женском образа, а в силу данной статьи

в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

Тем не менее, с учётом действующего соглашения о взаимодействии между Курганским УФАС и СРО «АМИ «РС» и в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела антимонопольщики посчитали необходимым обратиться за получением профессионального мнения к экспертам Ассоциации «Рекламный совет» и попросить их оценить данную рекламную информацию на её соответствие ФЗ «О рекламе», нормам Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты.

Отметим, что рекламодатель, ООО «РосБизнесЦентр», оперативно откликнулся на запрос, сделанный СРО «АМИ «РС», и прокомментировал свою позицию:

«На рекламной конструкции изображена модель ООО «РосБизнесЦентр», которая является его лицом на многих рекламных конструкциях, она в купальнике, специально нанята для рекламы общества. Никаких признаков сексизма наша реклама не содержит. В дискуссиях о нормах социального поведения сексуальные предпочтения едва ли являются весомым аргументом, особенно в российской консервативной культуре. … Реклама выполнена в стиле журнала, что является распространённой практикой на рынке и часто используется для рекламирования различных подобных категорий товаров. Поэтому мы полагаем, что данная реклама не может считаться нарушением рекламного закона».

Сразу скажем: позиция ООО «РосБизнесЦентр» нашла понимание у большинства членов комитета по жалобам СРО, которые не выявили в рекламе ни нарушений положений ФЗ «О рекламе», ни этических норм, изложенных в обоих кодексах, которые могут вызвать активную негативную потребительскую реакцию.

Эксперты в соотношении 7:3 посчитали, что на рекламном плакате нет оскорбительных и/или непристойныз образов, сравненийя и/или выражений. Здесь, кстати, уместно вспомнить фразу одного из экспертов, с которой мы начали наш материал. Или вот ещё одно суждение:

«Белый лист, который девушка держит на уровне груди, может давать простор для нездоровой фантазии – даже если на самом деле лист скрывает майку, топ или купальник. Ориентироваться на нездоровые фантазии – не профиль «Рекламного совета».

Но среди экспертов были и те, кто придерживался иной точки зрения. По их мнению, данная реклама – типовой пример сексуальной объективизации женского образа, что противоречит этической максиме о недопустимости использования человека в качестве объекта. При этом образ используется самим владельцем конструкции, который как участник рекламной индустрии должен более требовательно относится к собственным коммерческим высказываниям.

К сказанному остаётся добавить, что в задачу экспертов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» не входила оценка качества рекламы, а только её соответствие закону.

***

Напоминаем читателям «Рекламного совета», что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)

Вниманию потребителей рекламы!

Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38, или позвонить по телефону (812) 321-26-54, по которому окажут содействие в оформлении претензии.