ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Нарушения рекламного законодательства, требований закона о защите конкуренции в денежно-кредитной сфере стали предметом разбирательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России и её территориальных управлений в Самарской и Тверской областях (предыдущую подборку на аналогичную, «финансовую» тему см. здесь).

Напоминаем, что о нарушениях закона о рекламе, защите конкуренции, которые обнаружило антимонопольное ведомство в самых разных областях, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

МОСКВА. В ФАС России поступила жалоба от вкладчика ПАО «Банк «Возрождение», указывающая на несоответствие начисления процентов по банковскому вкладу «Комфортный плюс» (для пенсионеров), в частности, при пополнении вклада, тем условиям, о которых в рекламе был проинформирован потребитель.

При проведении проверки установлено, что при заключении договоров банковского вклада с плавающей ставкой банк включал в заявления на открытие вклада только сведения о едином размере процентной ставки. В заявлениях не было информации о том, что в отношении сумм пополнений вкладов будут применяться плавающие процентные ставки, которые были закреплены иными документами банка. 

Таким образом потенциальные потребители могли быть введены в заблуждение действиями кредитной организации. В связи с подобным содержанием заявлений у клиентов банка могло формироваться ложное впечатление о том, что единый размер процентной ставки годовых применяется для начисления процентов на любые суммы денежных средств, находящиеся во вкладе, будь то внесения средств в качестве первоначального взноса либо довложения.

Однако в действительности на средства, вносимые позднее в качестве пополнений вкладов, применялись меньшие от указанных в заявлениях ставки.

Рассматриваемые действия банка были связаны с применением типовых форм заявления на открытие вклада, содержание которых не соответствовало условиям вкладов с плавающей ставкой, и осуществлялись в период с даты введения вкладов до октября 2018 года, когда типовые формы были исправлены.

ФАС России установила в действиях банка «Возрождение» наличие признаков нарушения статьи 14.2 закона о защите конкуренции («не допускается недобросовестная конкуренция путём введения в заблуждение») и выдала ему предупреждение о недопустимости подобных действий. Банк должен надлежащим образом проинформировать действующих вкладчиков, при заключении договоров с которыми были допущены нарушения, о полных условиях начисления процентов при пополнении вкладов.

«Банк «Возрождение» самостоятельно внёс необходимые изменения в типовые формы, которыми руководствуются сотрудники банка при составлении заявления на открытие вклада конкретным вкладчикам. Однако действующие клиенты банка, чьи договоры заключались в период применения некорректных типовых форм и содержание которых может вводить в заблуждение, должны быть надлежащим образом проинформированы о полных условиях начисления процентов согласно плавающим ставкам»,

– пояснила начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Самарское УФАС рассмотрело дело по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении потребительского кооператива «Сберкнижка» и рекламно-издательского холдинга «Абсолют-глобал».

Кооператив в газете «Молния» (она принадлежит холдингу) разместил рекламу о привлечении денежных средств физических лиц под высокий процент в форме паевых взносов. В рекламе была использована фраза «Риски застрахованы», что вводило потенциальных потребителей в заблуждение, создавая впечатление о наличии страхования денежных средств, привлекаемых кооперативом. Однако согласно статье 4 ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» потребительские кооперативы не входят в перечень участников системы страхования вкладов.

Далее, ставка 18%, указанная в тексте рекламы, выше средней максимальной ставки по рублёвым вкладам, предлагаемой различными финансовыми организациями, в связи с чем является привлекательной для рядового потребителя, поскольку обещает высокий доход. Использование фирменного наименования «Сберкнижка» свидетельствует о подмене ПК «Сберкнижка» понятий, применяемых в различных финансовых структурах.

По состоянию на 10.02.2019 ПК «Сберкнижка» не имел статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоял в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе в Государственном реестре потребительских кооперативов).

Комиссия Самарского УФАС признала рекламу ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5 и части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе». Материалы будут переданы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ПК «Сберкнижка» и в отношении ООО «Абсолют-глобал», предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тверское УФАС возбудило дело в отношении ООО «ИТМ-групп» за распространение рекламы финансовых услуг о предоставлении кредита без предварительного согласия абонента на её получение (нарушены требования части статьи 18 закона о рекламе).

Алексей АНДРЕЕВ по материалам пресс-службы ФАС России и территориальных управлений