ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и её территориальные управления по Кабардино-Балкарской Республике, Республике Хакасия, Воронежской области рассмотрели или ещё только возбудили дела по признакам нарушения рекламного законодательства со стороны компаний и учреждений, оказывающих гражданам услуги, связанные с денежно-кредитными отношениями (предыдущую подборку на финансовую тему см. здесь).

Напоминаем, что о нарушениях закона о рекламе, защите конкуренции, которые обнаружило антимонопольное ведомство в самых разных областях, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФАС. «Совкомбанку» назначен штраф за недостоверную рекламу. Потребители не могли получить необходимую информацию обо всех условиях кредита за время рекламного ролика.

Ранее в ведомство обратился гражданин с жалобой на распространение рекламы кредитной карты «Халва» от ПАО «Совкомбанк» на телеканале «Россия 1». В рекламе демонстрировалась сцена, в которой сотрудник банка предлагал семейной паре кредит под низкую ставку. В конце ролика крупным шрифтом сообщалась привлекательная для потребителя информация:

«…Кредит до 1 000 000 р. с возвратом процентов».

При этом сюжет сопровождался поясняющими сносками, указывающими на иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения.

Комиссия ФАС России признала, что форма и время размещения поясняющих сносок в рекламе не позволяют потребителю должным образом воспринять важную информацию. Следовательно, потребители не получали необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих на возврат процентов. Подобная реклама вводит потребителей в заблуждение, что противоречит требованиям, установленным законом о рекламе, а именно: части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 (см. «Справку» в конце материала). Комиссия регулятора признала рекламу кредитной карты «Халва» ненадлежащей и вынесла ПАО «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения. Банку назначен административный штраф в размере 300 тысяч рублей.

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Воронежское УФАС возбудило дело по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

В управление поступило заявление гражданина о том, что на фасаде здания, в котором находится комиссионный магазин «Звезда» (Воронеж, Ленинский проспект, 27), размещена информация:

«24 Звезда комиссионный магазин 24 ЧАСА залог скупка техника золото ЛОМБАРД скупка залог техника золото».

Она даёт основание потребителям полагать, что данный хозяйствующий субъект предоставляет услуги ломбарда. При этом сведения о владельце указанного магазина не содержатся в государственных реестрах субъектов рынка микрофинансирования, то есть в установленном законом порядке ломбардом он не признан, что подтверждается сведениями из указанных реестров, размещённых на сайте ЦБ РФ в открытом доступе. Следовательно, комиссионный магазин «Звезда» неправомерно использует обозначение «ломбард», что нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 закона о рекламе. Кроме того, поскольку магазин не является ломбардом, рассматриваемая реклама представляет собой рекламу услуг, на оказание которых отсутствуют специальные разрешения, то есть она содержит также признаки нарушения пункта 7 статьи 7 закона о рекламе.

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. В УФАС по КБР поступило обращение Южного главного управления  ЦБ РФ о том, что в Тырныаузе на одной из улиц размещена реклама услуг автострахования, в которой отсутствовало наименование страховой компании или страхователя, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 закона о рекламе (см. «Справку»).

По результатам рассмотрения представленных материалов управление возбудило дело в отношении рекламораспространителя. Реклама автострахования без указания лица, осуществляющего услуги по страхованию, была признана ненадлежащей. Нарушителю выдали предписание. Также материалы были переданы должностному лицу УФАС по КБР для составления протокола и возбуждения административного производства по признакам нарушения части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В итоге виновное лицо было оштрафовано.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС возбудило дело в отношении потребительского кооператива, занимающегося предоставлением финансовых услуг.

Организация обещала жителям республики покупку квартиры без ипотеки за три года. Крупным шрифтом на рекламе прописано:

«18% сбережений при оформлении потребительского кредита»,

условия же этого оформлены мелким нечитаемым шрифтом.

«В рекламе по действующему в стране законодательству не допускается размещение мелким нечитаемым шрифтом существенной (часто – непривлекательной для потребителей) информации о рекламируемом товаре, работе, услуге. Такая реклама признаётся недобросовестной и предполагает административные санкции для рекламодателя-нарушителя – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

В апреле текущего года в наше антимонопольное управление поступила жалоба от жительницы Абакана. Она высказала предположение о нарушении рекламного законодательства: при обращении в эту организацию абаканка была неприятно удивлена разницей фактически предоставляемых процентов по кредиту и рекламируемых. Введённой в заблуждение заявительница оказалась из-за «игры шрифтами» рекламодателя: крупно он показывал привлекательные условия для потенциальных клиентов, мелко прописал существенные условия предоставления финансовой услуги, которые оказались уже не столь выгодными.

В настоящее время Хакасское УФАС плотно работает с данной финансовой организацией. Выяснилось, что она зарегистрирована в Красноярске, а её филиал находится в столице нашей республики. На запросы антимонопольного ведомства кооператив не отвечает, никак не поясняя свою рекламную деятельность. Однако это не повлияет на вынесение решения в отношении него. Юридически значимая информация, направленная адресату почтой, считается доставленной, даже если последний с ней не ознакомился. В случае вынесения антимонопольным органом решения о нарушении рекламного законодательства потребительскому кооперативу грозит административная ответственность – от предупреждения до штрафа»,

– рассказала Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС.

Справка

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пункт 7 статьи 7 гласит: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частью 1 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для ИП – фамилию, имя, отчество).

Согласно части 3 статьи 28, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с законом о потребительском кредите (займе), для заёмщика и влияющие на неё.

(Соб. инф. по материалам пресс-службы ФАС России и территориальных управлений)