ФАС И РЕКЛАМА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и её территориальные управления (УФАС) в Москве и Ульяновске рассмотрели несколько дел, связанных с фактами нарушений законодательства в рекламе алкогольной продукции и при её продвижении, а также в рекламе услуг кальянной (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

МОСКВА. ФАС России привлекла к административной ответственности – штрафу в размере 250 тысяч рублей – ООО «Алкогольная сибирская группа» за недобросовестную конкуренцию при организации и проведении стимулирующей маркетинговой программы «АСГ-мотивация» среди работников розничной торговли и общепита.

Как ранее установила комиссия ведомства по итогам рассмотрения заявления ООО «Белуга маркет», эта программа распространялась среди работников сфер розничной торговли и общественного питания. Она предполагала стимулирование участников на преимущественную реализацию продукции компании ООО «Алкогольная сибирская группа» под брендами «Белая берёзка», «Пять озёр», «Хаски», «Сиббиттер», «Тельняшка» по отношению к другим алкогольным напиткам, а также начисление её участникам бонусов за определённые действия. Маркетинговая программа ответчика могла привести к увеличению продаж алкогольной продукции под брендами – участниками акции за счёт снижения объёмов реализации иных алкогольных напитков и, как следствие, причинить убытки его конкурентам.

В результате ФАС России усмотрела в действиях общества признаки нарушения закона о защите конкуренции и выдала ему предупреждение об их прекращении. ООО «Алкогольная сибирская группа» не исполнило предупреждение ведомства, на основании чего ФАС России возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства и признала компанию виновной в нарушении статьи 14.8 закона о защите конкуренции.

Московское УФАС возбудило дело в отношении кальянного клуба Otokomae Lounge.

На улицах Москвы представители клуба раздавали листовки с информацией о кальянах и сигарах. На листовках были изображены люди и животные, держащие в руках и во рту дымящиеся сигары.

Ведомство напоминает, что реклама табака, табачной продукции и изделий, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги и зажигалок, не допускается. Также запрещено демонстрировать в рекламе процессы курения.

Если вина клуба Otokomae Lounge будет доказана, то ему грозит штраф до 500 тысяч рублей.

Ещё одно дело Московское УФАС возбудило дело в отношении «Азбуки вкуса», «Перекрёстка» и дистрибьютора элитного алкоголя Maxxium Russia.

Весной в сетях магазинов «Азбука вкуса» и «Перекрёсток» появилась рекламная инсталляция виски The Macallan. На стойке не было обязательного предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, однако присутствовал слоган «Готов рискнуть всем ради шанса взлететь?»

«Мы считаем, что подобный слоган можно расценить как призыв к употреблению алкоголя. Слово «взлететь» ассоциируется с душевным подъёмом и позитивными впечатлениями. В рекламе алкоголя это просто недопустимо»,

– заявил руководитель Московского УФАС Армен Ханян.

Закон о рекламе запрещает использование утверждений в рекламе алкогольной продукции, что её употребление имеет важное значение для достижения успеха или способствует улучшению физического или эмоционального состояния. Отсутствие предупреждения о вреде алкоголя в рекламе The Macallan также нарушает закон.

Управление установило, что рекламодателем рекламы виски The Macallan является дистрибьютор Maxxium Russia, а рекламораспространителем – сами сети магазинов. В случае, если нарушение будет доказано, компаниям грозит штраф до 500 тысяч рублей.

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. УФАС по Ульяновской области возбудило дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя (ИП) по факту нарушения законодательства о рекламе.

Сотрудники антимонопольного ведомства установили факт размещения на одном из зданий Ульяновска информации о продукции частной пивоварни с логотипом, оформленным в виде круга, содержащего надпись:

«Частная пивоварня ***. Полное жизни пиво».

Конструкция в виде плаката ярко оформлена и содержит элементы, направленные на привлечение внимания потребителей, соответственно, указанная информация является рекламой и должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

Комиссия Ульяновского УФАС признала рекламу ненадлежащей, нарушающей требования пункта 5 части 2 статьи 21 закона о рекламе, согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. ИП было выдано предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. За это нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 4 тысяч до 20 тысяч рублей.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам пресс-службы ФАС России и территориальных управлений