ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Кабардино-Балкарской Республике и Хабаровскому краю признали нарушением «табачной» статьи рекламного законодательства рекламу, размещённую индивидуальными предпринимателями (ИП). Мордовское УФАС готовится рассмотреть два дела, связанных с незаконной рекламой алкоголя и электронных сигарет (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. По результатам проведённой УФАС по КБР совместно с прокуратурой Нальчика проверки соблюдения законодательства о рекламе установлено, что ИП на фасадной части здания кафе «Дунька» разместил два световых короба, на каждом из которых изображён кальян с исходящим от него дымом и текстом:

«Дунь’Ка».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности. При анализе информации на наличие в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определённым товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае данная информация должна быть исследована на предмет соответствия требованиям, предъявляемым законом о рекламе к рекламе.

Из совокупного анализа вышеуказанных норм следует, что световые коробы с размещённым на них текстом соответствует признакам, установленным пунктом 1 статьи 3 закона о рекламе, то есть являются рекламой. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» под кальяном понимается прибор, который используется для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью. Перечень объектов рекламирования, реклама которых не допускается, установлен статьёй 7 закона о рекламе. Так, в силу пункта 8 этой статьи запрещена реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом рассматриваемая реклама не соответствует законодательству о рекламе.

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ. Мордовское УФАС по рекомендациям состоявшегося в октябре текущего года заседания экспертного совета по применению законодательства о рекламе при управлении (о нём «Рекламный совет» сообщал, см. здесь) возбудило дела по фактам распространения рекламы алкоголя и электронных сигарет.

В одном случае поводом стало использование в наружном оформлении буфета «Алко 24» настенного панно со слоганом:

«ждем вас круглосуточно крепкий алкоголь разливное пиво снеки»

и расклейка плакатов с ассортиментом конкретных видов алкогольной продукции. В демонстрируемой в непосредственной близости от помещения автошколы рекламной информации о деятельности продавца алкоголя и об ассортименте реализуемой алкогольной продукции усматриваются признаки нарушения пунктов 5 и 6 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В другом случае основанием для возбуждения дела послужил размещённый недалеко от торговой точки выносной штендер с рекламной информацией о продавце:

«SCARY VAPESHOP» с призывом «ЗАХОДИ» и предложениями «все только актуальное» и «скидки до 20%».

В таком информировании усматривается реклама продавца электронных сигарет (вейпов), запрещённая к распространению в силу требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ. Хабаровское УФАС наложило штраф на ИП за распространение рекламы табачной продукции.

В ходе проверки установлено, что на входной двери магазина Niсkpack@parnik распространяется информация, содержащая рекламу табака. Информации направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения по продаже табачной, кальянной продукции и курительных принадлежностей, поддержания интереса к нему как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой продукции. ФЗ «О рекламе» запрещает рекламу любой табачной продукции, что отвечает законодательным тенденциям, направленным на ужесточение ответственности за распространение подобной рекламы, а также ограничение курения любых табачных изделий.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)