САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕКЛАМЕ (Россия). Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Татьяна Никитина в интервью порталу AdIndex оценила развитие проекта по саморегулированию рекламного рынка России.

По словам Татьяны Никитиной, в ведомстве очень надеются, что пилотный проект по созданию СРО в Санкт-Петербурге станет эффективным и получит дальнейшее распространение.

«Речь идёт о создании эффективного органа саморегулирования в сфере рекламы, который будет, в том числе, оценивать и рассматривать жалобы, поступающие и от конкурентного сообщества, и от граждан. По задумке, эффективность и быстрота реакции такого органа должны быть выше, чем у государственных органов, у которых прописаны довольно-таки жёсткие механизмы и процедуры. Поэтому мы надеемся, что этот орган поможет обеспечить чёткий и понятный контроль. Когда компании станут обращаться в орган саморегулирования, они будут понимать, почему принимаются те или иные решения, будут согласны с этим в рамках своих внутренних правил»,

– сказала начальник управления.

Как пояснила Татьяна Никитина, вопросы, связанные с саморегулированием, – это не российская придумка, СРО есть в значительном числе стран.

«Отмечу, что в странах дальнего зарубежья отдельные законы о рекламе – редкость. Чаще всего негосударственный орган следит за соблюдением каких-то положений, а это делают органы саморегулирования, которые в рамках своих процедур могут выявить рекламу, которая нарушает правила распространения, обратиться в компанию с требованием прекратить нарушение таких правил и наказать за неисполнение, например, путём выставления каких-то внутренних штрафных санкций либо путём регулирования возможности доступа к определённым контрактам. Такой механизм, с нашей точки зрения, имеет большие перспективы по эффективности именно потому, что он внутри сообщества, которое понимает правила игры, и для себя установило, может быть, более жёсткие нормы, чем в законе о рекламе»,

– добавила она.

Вторая функция, которую такие органы саморегулирования должны исполнять, – предварительная оценка рекламных материалов, поясняет Татьяна Никитина.

«ФАС этим не занимается. Государство не оценивает рекламные креативы до момента их распространения. У нас цензура запрещена, и мы искренне считаем, что оценка макетов до того, как они стали публичными, со стороны государственного органа – это цензура, а она запрещена Конституцией. Но самооценка рекламы внутри сообщества возможна. Можно обратиться к юристам, передать им рекламные креативы, и пусть они на аутсорсинге проверят, соблюдён закон или нет. А можно не только к юристам, но и в саморегулируемую организацию: уточнить, не нарушила ли компания какие-то правила»,

– объяснила Татьяна Никитина.

Работа над проектом по созданию СРО в России стала возможна ещё и потому, что ФАС готова отказаться от некоторых полномочий, особенно в той части, которая касается оценки рекламы.

«Пока нам очень нравится то, что происходит в Санкт-Петербурге, где реализуется пилотный проект по созданию СРО, и мы с надеждой и оптимизмом смотрим на этот процесс. Мы готовы участвовать в этом процессе создания саморегулируемой организации с точки зрения определения взаимодействия и состыковок полномочий государственных органов и саморегулируемых организаций»,

– подчеркнула Татьяна Никитина.

Она не сомневается, что проект по созданию СРО в рекламе будет расширен и на другие регионы, а в последующем и по всей России. Изначально в планах – Нижний Новгород, Самара и Московская область.