ФАС И БОРЬБА С НЕДОСТОВЕРНОЙ РЕКЛАМОЙ. Несколько случаев распространения рекламы, вводящей потребителей в заблуждение из-за наличия в ней ложной информации, а также появления рекламы, запрещённой законодательством, рассмотрели за последнее время территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России. По некоторым из них уже вынесены решения (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

Напоминаем читателям «Рекламного совета», что материалы, рассказывающие о нарушениях законов о рекламе и защите конкуренции в различных сферах, выявленных регулятором, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. В конце марта в ФАС России обратилась гражданка, указавшая на распространение сетью магазинов Sunlight недостоверной, по её мнению, информации об очередном «закрытии» магазинов сети. ФАС направила заявление для рассмотрения по существу в Волгоградское УФАС.

Как указала заявительница, ей пришло смс-сообщение от абонента с буквенным обозначением «Sunlight» с таким текстом:

«Уходим с рынка! Раздаем украшения бесплатно (1 шт в руки) Остальное  до –80».

«Уход с рынка» воспринимается как окончательное и полное закрытие всех торговых точек сети, включая дистанционные способы продажи товаров. При этом на официальном сайте сети Sunlight в это же время размещалась информация о закрытии лишь некоторых магазинов и распространялась информация о продолжении реализации товаров через сайт. А в мае на этом же сайте в виде всплывающего баннера появилась информация… об «открытии магазинов в некоторых городах». Таким образом заявление об «уходе с рынка», распространённое посредством рекламы, не соответствует тому, что указано на официальном сайте сети.

Управление возбудило дело по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 закона о рекламе (реклама, содержащая недостоверную информацию о возможности приобретения товара в определённом месте или в течение определённого срока). Заседание комиссии назначено на 29 июня.

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Костромское УФАС признало в действиях МУП «Традиция» нарушение ФЗ «О рекламе», выразившееся в размещении недостоверной рекламы.

На странице в социальной сети «ВКонтакте» появилась реклама, в которой говорилось о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела городского округа Шарьи осуществляет полный комплекс ритуальных услуг, «всё в одном месте», включая выдачу разрешения для захоронения. Однако антимонопольное управление установило, что МУП «Традиция» не обладает соответствующими полномочиями для выдачи указанного разрешения. Это значит, что похоронная служба размещала заведомо ложную информацию, нарушив тем самым закон о рекламе.

«Стоит отметить, что данные действия со стороны МУП «Традиция» нарушают не только действующее законодательство, но и социально-этические нормы. Люди, находящиеся в тяжёлой жизненной ситуации в связи с потерей близких, меньше всего ожидают столкнуться с обманом в таком, требующем весьма деликатного подхода деле, как похороны»,

– сказала специалист-эксперт Костромского УФАС Анастасия Гаранина.

За данное правонарушение предусмотрено административное наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

МОСКВА. Московское УФАС рассмотрит дело по факту распространения в системе «Яндекс.Директ» рекламы университета «Синергия».

В столичный антимонопольный орган обратилось ФГБОУ «ВО «Тольяттинский государственный университет» с заявлением на рекламу, вводящую в заблуждение потребителей. Текст рекламного объявления, размещённого университетом «Синергия» в системе «Яндекс.Директ», привлекал внимание абитуриентов возможностью обучения в Тольятти и выбора одного из 10 факультетов для заочной формы обучения. Содержание рекламы с использованием фраз «Тольяттинский заочный университет», «10 факультетов» вводило в заблуждение потребителей, поскольку университет «Синергия» деятельность в Тольятти не ведёт.

По информации на официальном сайте университета, на который пользователь мог перейти, кликнув на рекламу, заочное обучение в Тольятти можно пройти только дистанционно, и на выбор абитуриента предлагаются лишь шесть программ. 

В случае признания факта нарушения университету «Синергия» грозит штраф до 500 тысяч рублей.

***

Московское УФАС установило в действиях ООО «Гугл» нарушение ФЗ «О рекламе». В системе контекстной рекламы Google AdWords размещалась реклама охотничьего оружия.

Данный вид рекламы, как и реклама оружия самообороны, спортивного и сигнального, разрешена только способами, строго определёнными законом о рекламе. Интернет не относится к местам, где реклама такого товара допускается. Соответствующее ограничение установлено частью 5 статьи 26, а за её нарушение несёт ответственность распространитель рекламы. Ведомство выдало ООО «Гугл» предписание о прекращении распространения рекламы оружия недопустимым способом.

***

Также московский антимонопольный орган признал ООО «Императорский монетный двор» виновным в распространении ненадлежащей рекламы «Медаль 75 лет со дня Великой Победы – Бесплатно», «Закажи монету БЕСПЛАТНО», распространявшуюся в системе «Яндекс.Директ» и на «Первом канале».

Московское УФАС установило, что при реальном обращении за получением такой медали выяснялось, что итоговая цена товара с учётом доставки отличается от заявленной в рекламе («бесплатно») и составляет минимум 299 рублей, а в зависимости от региона может быть и больше. Отсутствие в рекламе части существенной информации об обязательной оплате упаковки и доставки памятной медали вводит в заблуждение потребителей, что противоречит ФЗ «О рекламе».

ООО «Императорский монетный двор» признано нарушившим требования части 7 статьи 5 закона о рекламе. Ему направлено предписание о прекращении вышеуказанных действий. Кроме того, предписания о запрете распространения рекламы с нарушением законодательства получили «Яндекс» и «Первый канал», на чьих площадках размещалась ненадлежащая реклама.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России