НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА: ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ (Эстония, Таллин). Таллинский департамент предпринимательства попросил удалить размещённую на наружных носителях рекламу выставки произведений британского художника, фотографа и кинематографиста Элисон Джексон «Правда умерла», потому что она противоречит установленным законом о рекламе требованиям, согласно которым реклама не может идти вразрез с добрыми обычаями и традициями.

На наружных носителях рекламы OU Megameedia Grupp в различных районах Таллина экспонируется реклама выставки Элисон Джексон в галерее Fotografiska. Юмористическое и остроумное творчество британской художницы позволяет зрителям заглянуть в личную жизнь звёзд. Однако ни на одной фотографии нет того человека, чей образ изображён: фотопостановки сделаны при участии двойников и людей, похожих на знаменитостей. Тем не менее властям Таллина не понравились два рекламных плаката: на одном женщина, похожая на принцессу Диану, показывает средний палец, а на другом – двойник Дональда Трампа раздвигает ноги «мисс Мексики».

Заведующая департаментом предпринимательства Кайри Вахер отметила, что несмотря на то, что экспонируется реклама художественной выставки и свобода выражения художника не ограничивается, при экспонировании рекламы в открытом городском пространстве надо следовать общепринятым моральным нормам. Каждый волен посетить фотовыставку и рассматривать представленные там экспонаты, но когда идёт экспонирование рекламы в открытом городском пространстве, к этому имеют доступ и несовершеннолетние. Поэтому неважно, действительно ли изображена именно принцесса Диана или Дональд Трамп, но приданное художником сходство было сознательным действием со стороны автора произведения.

В соответствии с частью 4 статьи 3 закона о рекламе реклама не может противоречить добрым обычаям и традициям. Точно также в рекламе нельзя изображать личность в качестве сексуального объекта, реклама не может содержать неуместного обнажения, использовать выражения и образы с сексуальным подтекстом. Одновременно закон устанавливает, что в рекламе без предварительного письменного согласия лица нельзя давать ссылки на это лицо или любым другим способом использовать лицо, в том числе его голос, изображение или фотоматериал о нём.

Руководитель галереи Fotografiska Маргит Аасмяэ отмечает, что всего лишь хотела этой рекламой вызвать обсуждение в обществе о том, насколько много ложной информации распространяется в медиапространстве. По её словам, пристойность или непристойность данных фотографий – вопрос их трактования.

Сама Элисон Джексон недовольна решением убрать рекламу и отмечает, что другим общественным деятелям часто разрешают помещать в общественном пространстве много ложной информации.

Согласно предписанию департамента наружную рекламу фирме OU Megameedia Grupp нужно убрать в течение трёх дней со времени получения предписания.

(Соб. инф. по сообщениям Baltija.eu и Rus.delfi.ee)