ФАС И БОРЬБА С НЕПРИСТОЙНОЙ РЕКЛАМОЙ. Казалось бы, от Иванова до Владивостока совсем не близко, но, судя, по всему, это не расстояние для креативных (а правильнее – примитивных) идей шиномонтажников. Их рекламой занялись Ивановское и Приморское краевое территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России. Она содержит признаки нарушения требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). А вот Свердловское УФАС начало рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в отношении компании «Брусника», где героиня ролика демонстрирует средний палец (предыдущую подборку на данную тему см. здесь).

Справка

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. В ходе мониторинга наружной рекламы в Иванове сотрудники Ивановского УФАС установили факт распространения рекламы на кузовах автомобилей выездного шиномонтажа «Надежда». Их внимание привлёк слоган:

«Дырки ваши – е*ля наша!»,

где в слове е*ля пропущенная буква изображена в виде колеса.

Вопрос о восприятии спорной рекламы был вынесен на обсуждение экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ивановском УФАС. Большинством голосов эксперты признали рекламу непристойной и содержащей недопустимое для восприятия несовершеннолетними бранное слово.

Теперь распространившему рекламу ИП придётся общаться не с новыми клиентами, а оправдываться в антимонопольной службе; кроме того, ему грозит штраф до 20 тысяч рублей.

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ. Сотрудники Приморского УФАС провели рейд по контроля соблюдения законодательства о рекламе. Во Владивостоке была зафиксирована информация следующего содержания:

«ДЫРКА ВАША Е*** НАША!!! Акция!!! Мы: Машины переобуваем. Вам: Купон (халявной мойки кузова) вручаем!!!»

В рекламе, как и в предыдущем случае, в Иванове, использована фраза, которая имеет устойчивое бранное (нецензурное, непристойное) выражение, она визуально выделяется и имеет своё предельно понятное и считываемое значение, что нарушает принятые в обществе нормы морали и нравственности.

Поскольку реклама является общедоступной и существенно затрагивает личные права неопределённого круга лиц, Приморское УФАС возбудило дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).  

На сегодняшний день реклама с бетонной конструкции удалена, материалы переданы ответственному лицу управления для возбуждения дела об административном нарушении.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Состоялось первое заседание комиссии Свердловского УФАС по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в отношении компании «Брусника». Спорным оказался ролик под названием «Потому что Брусника», распространяемый в формате вставки рекламы в середине другого ролика на YouTube, а также на странице компании в Instagram в разделе «Истории».

В ролике показана девочка в старой квартире накануне переезда. Затем она идёт по двору мимо других детей, провожая взглядом место, где жила, и перед тем, как сесть в машину, бросает подругам плюшевого медведя через плечо. И, сев в машину, улыбается и демонстрирует средний палец. После чего показаны логотип компании «Брусника» и надпись: «Потому что Брусника».

Свердловское УФАС усматривает в рекламе непристойные и оскорбительные образы, и в целом рекламный ролик может формировать негативное отношение к лицам, проживающим в домах старой застройки, а также сформировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, проживающих в таких домах. Здесь есть признаки нарушения пункта 4 части 4, частей 6 и 7 статьи 5, пунктов 2, 4 и 5 статьи 6 и части 7 статьи 28 закона о рекламе.

Между тем, компания «Брусника» не согласна с вменяемыми нарушениями и указывает на то, что реклама является социальной, а ролик привлекает внимание к проблематике существующего дворового пространства и формированию современной комфортной городской среды, оказывающих влияние на формирование личности. Это ролик о проблеме всех участников строительного сообщества и органов власти, которыми не урегулирован должным образом вопрос создания городской среды. Средний палец, по мнению «Брусники», не является оскорбительным для значительного количества людей, а лишь выражает негативное отношение к некомфортной городской среде.

Компания «Брусника» также указывает на субъективное мнение заявителей и настаивает на привлечении экспертов для оценки рекламного ролика.

«Оценка неэтичной рекламы не требует привлечения экспертов, ведь она непосредственно связана с уровнем культуры общества и осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, что также подтверждается и постановлением пленума ВАС РФ»,

– пояснил заместитель руководителя Свердловского УФАС Сергей Волков, являющийся председателем комиссии управления.

Также в ходе рассмотрения дела компания «Брусника» заявила ходатайство о привлечении к участию в процессе рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Комиссия УФАС удовлетворила ходатайство о привлечении рекламопроизводителя, при этом необходимость привлечения рекламораспространителя отсутствует, так как ответственность по выявленным признакам нарушений указанное лицо не несёт.

Следующее заседание комиссии состоится уже в 2021 году.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России