НАВК (Россия). Как уже сообщал «Рекламный совет», во время прошедшей в Москве в event-холле «ИнфоПространство» конференции «Эффективные визуальные коммуникации: решения и практики» Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) провела круглый стол на тему: «Реклама для города или город для рекламы. Наружная реклама в регионах: проблемы и особенности развития. Актуальные вопросы правового регулирования наружной рекламы» (см. здесь). Среди обсуждаемых вопросов круглого стола его модератор – Елена Михайлова, руководитель правового департамента компании Russ Outdoor – провела краткий обзор вопросов регулирования отрасли наружной рекламы, рассказав об актуальных законопроектах.

Одним из них является законопроект об организации дорожного движения, который находится на рассмотрении в Государственной Думе после первого чтения. Елена Михайлова отметила, что «это очень опасная тема, совсем, на первый взгляд, не связанная с рекламным бизнесом и рекламными конструкциями». Законопроект регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения. При этом под организацией дорожного движения понимается деятельность по упорядочиванию движения транспортных средств и пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени при их передвижении при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Законопроект имеет важное значение и стоит в приоритете законодательных инициатив, поэтому будет принят в обязательном порядке.

В то же время указанным проектом вводится понятие «документации по организации дорожного движения (ОДД)» и устанавливается абсолютный запрет на размещение на дороге сооружений или объектов, не предусмотренных документацией по ОДД. Таким образом рекламные конструкции, остановочные конструкции, озеленительные сооружения – это все те объекты и сооружения, которых не должно быть на дорогах.

Операторы наружной рекламы, администрации городов объединились и внесли следующие предложения по изменению: пункт 5 статьи 11: «На дороге запрещается размещение технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения». Следовательно, закон будет сфокусирован только на тех средствах организации дорожного движения, которые он должен регулировать: дорожные знаки, светофоры и т.п., и не будет касаться рекламных и информационных конструкций и других объектов городской инфраструктуры, размещаемых вдоль автомобильных дорог. «Теперь остаётся ждать второго чтения законопроекта, о чём мы сообщим на сайте НАВК», – добавила Елена Михайлова.

Как сообщила спикер, другим важным документом является законопроект о поддержке малого и среднего бизнеса. С одной стороны есть много положительных моментов, так как создаются единые правила проведения торгов для всей Российской Федерации, которые будут определяться правительством РФ, формируются условия прозрачности проведения торгов. Информация о торгах и об условиях заключённых договоров будет размещаться на официальных сайтах в интернете. С другой стороны есть ряд факторов, которые могут негативно отразиться на отрасли. Во-первых, законопроектом предусмотрено установление доли для малого и среднего бизнеса от 20 до 100%, что создаёт значительные ограничения не только для крупного бизнеса, но и для развития малого и среднего. Законопроект не даёт возможности роста и развития бизнеса, так как по условиям заключённых договоров должны сохраняться все первоначальные условия участия в специализированных торгах, то есть компании должны оставаться субъектами малого и среднего предпринимательства в течение всего срока действия договоров. Положениями законопроекта чётко определён только нижний порог доли рынка в конкретном субъекте для реализации специализированных торгов, который составляет не менее 20%, а верхний может быть установлен вплоть до 100% , и в конечном счёте определение точного процентного соотношения доли субъектом малого, среднего и крупного бизнеса будет относиться к компетенции органов местного самоуправления, которые будут принимать индивидуальные решения. Таким образом есть высокая вероятность ограничения конкуренции для представителей крупного бизнеса.

Кроме этого, по условиям законопроекта для компаний-победителей в специализированных торгах не будет возможности эффективно использовать актив – сдавать рекламные конструкции в аренду, передавать в управление, вносить в качестве вклада во вновь создаваемые компании.

«На сегодняшний день предложено очень много изменений в этот законопроект, мы надеемся, что они будут конструктивны, в частности, в обязательном порядке будет обозначен предельный порог доли малого и среднего бизнеса, который обеспечит развитие справедливой конкуренции», – сказала Елена Михайлова.

Следующим важным нормативным документом является законопроект о внесении изменений в закон «О рекламе» №19694-7. К сегодняшнему дню на протяжении последних 10 лет в этот закон уже было внесено более 40 изменений. В настоящее время законопроект находится на стадии рассмотрения перед первым чтением в Государственной Думе. Его основная задача – разделение функций по реализации государственной политики в сфере наружной рекламы между органом местного самоуправления и федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта.

Законопроектом устанавливается, что выдача разрешений и разработка схем размещения наружной рекламы будет осуществляться либо владельцем автомобильной дороги либо органами местного самоуправления. С принятием законопроекта замещение и дублирование полномочий органа местного самоуправления федеральным органом государственной власти в части разработки схемы размещения рекламных конструкций на отдельной территории негативно скажется на единстве градостроительной политики. «Ситуация непростая, поэтому НАВК ждёт предложений от всех участников рынка», – сообщила модератор круглого стола.

В завершении обзора законопроектов президент НАВК Владимир Рябовол добавил:

«Вся эта напряжённая работа как никогда сплотила операторов и серьёзно актуализировала необходимость возрождения индустриального объединения участников рынка, в частности на платформе Национальной ассоциации визуальных коммуникаций. Мы и в дальнейшем будем стараться объединять усилия операторов, интеллектуальные ресурсы, а также использовать опыт лучших представителей индустрии для создания возможностей развития отрасли, её соответствия лучшим мировым и технологическим стандартам».

НАВК запускает на своём сайте https://www.navcrussia.ru/ открытую дискуссионную площадку, куда можно направлять свои предложения и вопросы. Все предложения можно направлять также на электронную почту info@navcrussia.ru.

(Соб. инф.)