ЦАРА (Казахстан). Суммарный объём казахстанского рынка рекламы, то есть бюджетов компаний, которые они потратили на медиарынке в 2020 году, составил 62,56 млрд тенге с учётом НДС (по сегодняшнему курсу 1 тенге равен 0,17 российского рубля. – Прим. ред.) Эта сумма на 5,2% меньше, чем в 2019 году, что оказалось лучше прогнозов экспертов. Несмотря на отрицательную динамику объёмов рекламы в средствах её распространения из-за пандемии, игрокам рекламной отрасли в целом по году удалось частично компенсировать значительное падение объёмов в первые несть месяцев этого года. Такие данные привела Центрально-Азиатская рекламная ассоциация (ЦАРА).

Комиссия экспертов ЦАРА подвела итоги работы всех сегментов рекламного рынка РК (ТВ, радио, наружная реклама, печатная пресса, интернет) за 2020 год. Согласно исследованию ассоциации объёмы рекламы на ТВ сократились с 30,1 до 28,8 млрд тенге (–4,2% по сравнению с 2019 годом). Отрицательную динамику продемонстрировали радио и печатная пресса, где объём рекламы сократился на 34% и 33% соответственно. Падение в сегменте наружной рекламы составило 22%, составив 7,9 млрд тенге. Однако по году наружная реклама, как и ТВ, показала более оптимистичные результаты, чем прогнозировалось.

Наименее пострадавшим сегментом рынка стала интернет-реклама, которая в сравнении с 2019-м продемонстрировала в прошлом году позитивную динамику и выросла на 12,5%, до 21,4 млрд тенге. Рост был обусловлен увеличением потребления во время карантина и оперативностью проведения рекламных кампаний в сети.

«У нас были различные сценарии развития ситуации на рынке рекламы в 2020 году. По факту же она оказалась лучше прогнозов по нескольким причинам»,

– сказал глава комиссии экспертов ЦАРА, гендиректор сейлз-хауса Vi Kazakhstan Илья Джумаев.

После отмены чрезвычайного положения ТРЦ и ресторанам в конце мая прошлого года разрешили возобновить работу. И у людей, у которых за три месяца изоляции накопилось психологическое напряжение, появилась возможность «выпустить пар», пояснил Илья Джумаев.

«Мы живём в век потребления, и главная отдушина большинства современных людей – шопинг. Бренды хорошо это почувствовали после отмены локдауна. Когда мы встречались с рекламодателями, то выяснилось, что за исключением продаж по отдельным категориям товаров, например, косметики, краски для волос, производители чувствовали себя неплохо. И они понимали, что нужно увеличивать свою рекламную активность»,

– отметил эксперт.

Поэтому многие компании не сократили свои рекламные бюджеты, а перенесли их со второго на третий и четвёртый кварталы 2020 года. Причём телеканалы даже не могли удовлетворить спрос на размещение из-за нехватки рекламного инвентаря, добавил он.

«Мы практически отторговали большинство сделок на ТВ на 2020 год. По нашим первоначальным прогнозам, в этом году рынок мог вырасти в сравнении с 2020 годом на 5 – 10%. Сейчас понятно, что ТВ-реклама вырастет на 10%»,

– считает Илья Джумаев.

Оценка объёмов рекламы включает выплаты НДС в размере 12% по всем медиасегментам, прямую рекламу и размещение спонсорской рекламы. Для расчётов по наружной рекламе комиссия ЦАРА учла стоимость аренды конструкций, затраты на их монтаж и демонтаж, на печать баннеров, плату за размещение. При оценке сегмента интернет-рекламы учитывались объёмы контекстно-поисковой рекламы, баннерной и онлайн-видеорекламы на глобальных платформах, площадках и в соцсетях, а также бюджеты зарубежных рекламодателей с таргетингом на Казахстан.

(По материалу Kapital.kz)