ФАС И РЕКЛАМА. В трёх российских регионах выявлена реклама с признаками использования бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, что запрещено требованиями части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Два случая ещё рассматриваются территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России, а одна реклама уже признана ненадлежащей (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

«Рекламный совет» напоминает своим читателям, что о нарушениях закона о рекламе, защите конкуренции, которые обнаружило антимонопольное ведомство в самых разных сферах, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

Справка

В соответствии с частью 6 статьи 5 закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

МОСКВА. Московское УФАС возбудило дело в отношении сети Burger King. Внимание антимонопольной службы привлекли слоганы рекламной кампании «Раскурячь их всех!» и «Окурительный чикен фри», а также предложение сети «Раздаст по Е-баллам за кофе», которое массово рассылалось по электронной почте.

Столичное ведомство вынесло слоганы Burger King на обсуждение экспертного совета по рекламе при Московском УФАС. В обоих случаях преобладающее большинство членов совета признало рекламу неэтичной. Эксперты высказались, что в слоганах можно усмотреть непристойные образы, агрессию и деструктивные призывы. Московское УФАС напоминает, что использование бранных слов в рекламе прямо запрещено частью 6 статьи 5 закона о рекламе (см. «Справку»).

«Намеки на обсценную лексику практически в каждой рекламной кампании Burger King постоянно привлекают внимание антимонопольного ведомства и граждан. В одном из случаев реклама распространялась в виде плакатов на витринах ресторанов Burger King и была доступна в том числе и маленьким детям. Мы считаем рекламу Burger King оскорбительной и будем с ней бороться»,

– заявил руководитель Московского УФАС Армен Ханян.

Если вина Burger King будет доказана, штраф за каждое нарушение может составить до 500 тысяч рублей.

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН. Баннер с текстом:

«ГОЛАЯ правда, что наша ОФИЦИАНТКА ГОТОВА НА МНОГОЕ ради вашей улыбки»,

размещённый на фасаде гостинично-развлекательного комплекса «Корстон» в Казани, вызвал поток жалоб со стороны жителей города. Татарстанское УФАС, рассмотрев поступившие обращения, квалифицировало спорную рекламу как нарушающую сразу несколько норм законодательства о рекламе.

Так, закон запрещает использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Сомнение вызывает и сама установка рекламной конструкции, требования к размещению и эксплуатации которой регламентированы статьёй 19 ФЗ «О рекламе».

Одна из заявительниц сочла данную рекламу унижающей честь и достоинство женщины, а по мнению членов экспертного совета по рекламе при Татарстанском УФАС, реклама является непристойной и носящей интимный характер. Непристойность, отмечено экспертами, создаёт сочетание таких фраз, как «голая» и «готова на многое». Согласно принятым в обществе нормам находиться в общественном месте необходимо в одежде. Соответственно, создание впечатления о том, что официантка «голая», уже предполагает определённую непристойность и интимный характер. Утверждение «готова на многое» тоже звучит неоднозначно применительно к перечню услуг, которые «голая официантка» готова оказать.

Эксперты рассмотрели рекламу и с точки зрения местоположения самой конструкции по отношению к объектам культуры, культа, мест памяти. Учтён и тот факт, что в рекламе, текст которой обращён в сторону проезжей части улицы Ершова, внимание привлекают слова, набранные крупным шрифтом, а они звучат как «ГОЛАЯ ОФИЦИАНТКА» и совсем не как «ГОЛАЯ правда».

Неоднозначно воспринято экспертами также утверждение «готова на многое» и отсылка к использованию слова «официантка» непосредственно как представительнице женского пола.

Дело, которое Татарстанское УФАС возбудило по признакам нарушения частей 6 и 7 статьи 5, а также части 9 статьи 19 закона о рекламе, назначено к рассмотрению на середину июля.

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Рязанское УФАС выявило распространение рекламы на рекламном щите в лифте многоквартирного дома в Рязани следующего содержания:

«Киномакс Семь ужинов Сходи на фильм и выиграй ужин мечты…»

с изображением мужчины и обнажённой женщины, которая держит в руках табличку с надписью «Козёл».

Перед возбуждением и рассмотрением дела о нарушении рекламного законодательства спорную рекламу рассмотрели на заседании экспертного совета по применению рекламного законодательства при Рязанском УФАС. Был поставлен вопрос: «Как воспринимается реклама, расположенная в лифтах многоквартирного дома, и нарушает ли она требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»?» По результатам голосования члены совета решили, что реклама содержит оскорбительный образ и признаки нарушения требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Рязанское УФАС признало рекламодателя – АО «Киномакс» – нарушившим рекламное законодательство. В отношении него будет возбуждено административное дело.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России