АРО (Беларусь). Нужен ли белорусскому рекламному рынку кодекс этики, который бы мог, если не жёстко указать, то хотя бы рекомендовать брендам разумные рамки использования сексуальных образов в рекламе? На этот и другие вопросы портала Marketing.by отвечает Валерий Боднарь, исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций (АРО) Республики Беларусь:

– Сейчас такие вопросы решаются рабочей группой, которая создана межведомственным советом по рекламе, – поясняет Валерий Боднарь. – В том числе и для оценки ненадлежащей рекламы. В основном рабочая группа рассматривает социальную рекламу, но по заявлению граждан или организаций также могут оцениваться ролики, плакаты и баннеры с точки зрения сексизма и объективации. То есть пока оценка такова: не сами рекламодатели регулируют этот вопрос, а граждане, которые пишут обращения в министерство антимонопольного регулирования и торговли.

– Много ли за последнее время подобных обращений от граждан?

– Немного. Были вопросы к ролику завода «Белмаш» на Youtube – рабочая группа рекомендовала не использовать его. Также обсуждали плакат из областного города, где в качестве акцента была использована женская грудь в рекламе станции техобслуживания. Мы запретили использование плаката, потому что грудь там явно не к месту. И самое последнее – рассматривали радиоролики компании ABC о хрене и яйцах под торговой маркой «Большие».

– Нужен ли, на ваш взгляд, регулирующий кодекс этики? Будет ли он работать?

– Работать будет, потому что кодекс будет обсуждаться не кулуарно, а всем рекламным сообществом, максимальным количеством рекламных агентств. Которые потом доведут это до своих рекламодателей.

По такому сценарию мы в АРО разработали стандарты по проведению тендеров и по использованию интеллектуальной собственности. В планах – сделать соответствующий стандарт или кодекс по производству рекламы, в том числе уделить там особое внимание и этическим вещам. Это все элементы саморегулирования, о которых мы сейчас заявили и пытаемся реализовать. Я думаю, что мы к этому вопросу приступим в начале следующего года.

– Как вы считаете, почему в Беларуси маркетологи используют рекламу с объективацией женского тела?

– Можно выявить целый комплекс причин. Может быть, это от недостатка финансирования – ведь хорошая идея и её реализация стоят серьёзных денег, которые могут позволить не все белорусские предприятия. А придумать идею на грани фола – это самое простое. Ведь женское тело всегда работало в рекламе на мужскую аудиторию. Это базовый уровень человеческих инстинктов.