УКРАИНА. Рынок интернет-рекламы в стране лидирует по динамике роста, значительно опережая другие сегменты. Так, в 2017 году доля прямых продаж на рынке медийной интернет-рекламы составила 52,5%. Какие факторы стали двигателями роста интернет-рекламы в прошлом году и подстегнут рынок в нынешнем? Какие сервисы пользуются наибольшим спросом у рекламодателей? Какие отрасли наращивают бюджеты на интернет-рекламу? На эти и другие вопросы ответил эксперт по цифровому маркетингу, директор и основатель агентства Mediahead Игорь Потиевский.

– По данным исследования Всеукраинской рекламной коалиции, оборот медийной интернет-рекламы за 2017 год вырос на 38% – до 4,3 млрд грн, включая поиск. Интернет ассоциация Украины оглашала схожие цифры (рост на 40%, оборот – 2,51 млрд грн). Каковы, по вашему мнению, главные причины такой динамики?

– Полностью согласен, что такая динамика на отечественном рынке медийной интернет-рекламы имеет место. А причин для его оживления много: это и увеличение уровня проникновения интернета, рост количества локального контента, и повышение эффективности продаж через интернет, и новые локальные бизнесы, которые чётко завязаны на онлайн-продажах.

Но также существуют и побочные причины роста рекламных оборотов: курс валют, инфляция, рост маркетинговой экспертизы. Заметна и маркетинговая борьба между конкурентами, которые пытаются догнать друг друга, инвестируя в рекламу.

Росту оборотов способствуют также открытые границы и политика развития на Европу. Это позволило многим украинским компаниям начать сотрудничество с иностранными фирмами и перечислять средства в Украину. Увы, как один из побочных результатов – постоянный отток специалистов из нашей страны.

Также появляются новые локальные инвесторы – те, кто когда-то сорвал куш и сейчас хотят стать новыми, «чистыми» предпринимателями. Ну и следует отметить, что на рынок начинают заходить иностранные инвесторы. И это далеко не все причины оживления рекламного рынка.

– В прежние годы драйверами роста интернет-рекламы были три «кита»: видеореклама, продажи через RTB и реклама в мобильных устройствах. Что изменилось в 2017-м? Какие размещения пользовались наибольшим спросом среди рекламодателей?

– Инновации и качественный контент всегда привлекают клиентов. RTB давно сменилось на Programmatic, а видеореклама и реклама на мобильных устройствах до сих пор остаются актуальными.

Особый интерес наша аудитория проявляла к бот-чатам, блок-чейну и нативной рекламе. Но популярность они не получили из-за весьма ограниченной сферы использования. Основные тренды 2017 года в интернет-рекламе были сосредоточены на заточке таргетинга на конечного потребителя, аналитике, работе с большими базами данных и формировании атрибуций интернет-аудитории.

– Рекламодатели из каких отраслей увеличили бюджеты на интернет-рекламу?

– Все отрасли увеличили свои бюджеты минимум на 10 – 20% по сравнению с предыдущим годом. Но существуют особые клиенты, которые смогли выстроить e-Commerce, достигнув доходности и увеличив рекламные расходы на 25 – 30% в год.

– Как повлиял на перераспределение бюджетов и цены на рынке запрет российских площадок в мае 2017-го?

– Google ещё больше укрепил свои лидирующие позиции. Часть населения, некоторое время мучаясь со способами зайти в VKontakte, плавно перетекла в Facebook. Соответственно, основные бюджеты сосредоточились у двух игроков. Конечно, есть нюансы, но они некритичны, и я уверенно могу сказать, что мы ничего не потеряли. Возможно, кто-то скажет о монополии, но поскольку это иностранные структуры, то они всегда адекватно подходят к ценообразованию и постоянно внедряют инновации.

– Динамика оборота интернет-рекламы опережает другие сегменты рекламного медиарынка Украины (ТВ-реклама – 29%, пресса – 18%, радио – 20%). Почему, на ваш взгляд, интернет-реклама более динамично растёт и когда она обгонит ТВ?

– Не люблю гадать, да и это совсем не главное – кто первый, а кто последний. У кого-то из клиентов вся аудитория на ТВ, а у кого-то – исключительно в интернете. Поэтому всегда лучше сосредоточиться на качественной аналитике и действенной стратегии. Да и технологии идут к тому, что ТВ и интернет становятся неразделимыми для всей аудитории, что, конечно же, радует. Распределение, скорее всего, будет формироваться на первый и второй экраны.

– Скажите, а какие факторы будут стимулировать рост оборота интернет-рекламы в 2018 году?

– Многое будет зависеть от политики нашего государства и его соседей. И самое главное – насколько Украина будет развивать бизнес-сектор и привлекать зарубежных инвесторов. Если вышеперечисленные факторы сработают отрицательно, то нашу страну ожидает отток специалистов и падение рынка. Если же работа будет слаженной, то в перспективе мы получим рост экономики и оборотов рекламного рынка.

– Насколько и по каким причинам возросли цены в 2017-м и насколько они возрастут в 2018-м? Какие, на ваш взгляд, причины инфляции?

– Наш рынок напрямую зависим от валюты Европы и США. Именно поэтому как только начинает расти курс валют, сразу же возрастают цены на услуги и товары. В среднем в 2017 году рекламный рынок увеличил стоимость плейсмента на 20%, а в 2018-м такой рост, по моим очень оптимистическим прогнозам, может достичь 15%.

(По материалу Sostav.ua)