НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА (Украина). Оператор наружной рекламы Prime Group проанализировал основные изменения украинского рынка «наружки» по итогам 2019 года. В основу материала легли данные исследовательской компании Doors Consulting за соответствующий период, информирует Sostav.ua.

Динамика объёмов инвентаря

Если сравнить количество инвентаря за четыре квартала 2019 года с аналогичным периодом предыдущего года, сокращение по стране составило 5% по всем форматам. В значительной мере этому способствовало сокращение инвентаря в Днепре, Киеве и Харькове. Здесь количество рекламных плоскостей уменьшилось на 28%, 8% и 7% соответственно. Более всего сократился инвентарь самого массового формата – щиты и призмы 3×6 м. Так, в Киеве этих рекламоносителей стало на 36% меньше, а в Днепре – на 26%. Количество сити-лайтов 1,2×1,8 м в Днепре сократилось на 59%.

Сокращение числа рекламоносителей этих популярных форматов компенсировалось увеличением количества динамичных скроллов площадью примерно 8 кв. м. Например, в Киеве их стало больше на 53%.

Развивался и цифровой сегмент наружной рекламы. В Киеве приобрели различимые очертания три форматные группы (по аналогии с традиционным сегментом): сити-формат, форматы примерно 8 кв. м и 4×8 м; количество цифровых носителей превысило 100. Во Львове зарождается сеть цифровых носителей с экранами площадью примерно 8 кв. м. Подвижки в области DOOH наблюдаются в Виннице, Черкассах, Чернигове и других городах.

Продолжается установка современных остановок общественного транспорта по разным городам Украины.

Занятость инвентаря по городам

Средняя занятость в 2019 году снизилась на 10% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Больше всего – в Днепре (–17%) и Киеве (–14%). Основные причины: значительные изменения в структуре инвентаря, уменьшение доли носителей формата 3×6 м и статичных сити-лайтов, инерция в адаптации клиентов к таким существенным изменениям на рынке наружной рекламы.

Наивысший уровень распроданности инвентаря среди топ-6 городов наблюдается в Одессе, Львове и Запорожье, причём второй год подряд. При этом структура рекламного инвентаря изменилась там меньше, чем в других городах. Более высокий уровень занятости в областных центрах достигнут благодаря высокому спросу со стороны политических рекламодателей; большой доли более стабильных во время политических кампаний местных рекламодателей; незначительным изменениям в структуре инвентаря.

Топ-20 категорий рекламодателей

За 2019 год объём рынка наружной рекламы увеличился на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Со второго полугодия, по завершению двух политических кампаний, начали восстанавливаться доли категорий традиционных рекламодателей. Лидирует категория «Торговля». Её доля – 21,2%. Бюджеты рекламодателей этой категории увеличились на 4% по сравнению с 2018 годом. Объём размещения в категории «Недвижимость» вырос на 1%, но её доля снизилась до 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (15%). Такая динамика объясняется стабилизацией объёмов размещения в крупнейших городах страны; сокращением активности некоторых рекламодателей («Укрбуд», «Риэл», KAN Development); сокращением объёмов в областных центрах в связи с высоким спросом со стороны политических рекламодателей в этих городах во время предвыборных кампаний. Категория «Политическая реклама» переместилась на третью позицию: на неё пришлось 13% затрат рекламодателей на наружную рекламу. Увеличилась активность рекламодателей в следующих категориях: «Транспорт» (66%), «Кондитерские изделия» (54%), «Развлечения» (28%), «Образование и работа» (23%).

Топ-30 рекламодателей

10 из 30 крупнейших рекламодателей в 2019 году – политические. Часть из них в 2018 году не размещались. По этой причине кроме общего рейтинга выделен отдельный топ-30 коммерческих рекламодателей.

Sport Life и «Эпицентр» продолжают активно инвестировать в наружную рекламу и занимают две верхние позиции рейтинга. На третье место вышел «Риэл», интенсивно продвигавший новые объекты в Киеве и Львове. Строительная компания увеличила объём размещений более чем на 94%. Fozzy Group («Сильпо», Fozzy, «Фора») занимает четвёртую позицию (1,4% объёма наружной рекламы в стране). Vodafone занял пятое место, нарастив объёмы на 43%. В список вошёл ещё один рекламодатель категории «Связь». Это оператор мобильной связи Lifecell. Благодаря 47-процентному увеличению объёма размещений компания заняла 15-е место. «Киевстар» в рейтинг топ-30 рекламодателей не вошёл. Почти весь год компания Nestle активно продвигала бренды из своего портфеля, что вывело её на седьмое место с ростом 36%. В категории «Недвижимость» вырос объём размещения «Интергал-Буд» (5%). Снижение объёмов наблюдается у «Укрбуда» (–37%). Значительный рост показали: ТРК «Украина» (236%), Jacobs (61%), «Ашан» (55%), «Альфа-банк» (55%), «Агромат» (57%) и «Лео керамика» (48%).