РЕКЛАМНАЯ ЖИЗНЬ: ЦИФРЫ (Россия). Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), входящая в качестве коллективного члена в первую российскую саморегулируемую организацию в рекламной сфере «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет», подвела итоги развития рекламного рынка страны за первую половину 2019 года.

Суммарный объём рекламы в средствах её распространения за вычетом НДС составил примерно 227 млрд рублей, что на 3% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

* После уточнения данных IAB оценка может быть скорректирована.

** Данные по видеорекламе за 2018 год уточнены.

Комиссия экспертов АКАР оценивала объём регионального рекламного рынка России по четырём медиасегментам: телевидению, радио, прессе и наружной рекламе. Суммарный объём региональных рекламных бюджетов (без учёта московского регионального рекламного рынка) за первое полугодие 2019 года составил примерно 21 млрд рублей, что на 9% меньше аналогичного показателя прошлого года. Суммарная доля региональных рекламных бюджетов от общих рекламных бюджетов в стране по четырём указанным медиасегментам сохранилась на прежнем уровне и составила 18%.

Комментарий Сергея Веселова, вице-президента АКАР, сопредседателя комиссии экспертов:

«В этом году публикация оценки объёмов рекламного рынка за полугодие существенно затянулась, что вызвало многочисленные вопросы. Проще всего сослаться на лето и сказать, что причиной всему период отпусков. Но это не вся правда. Есть ещё две причины. Первая, к сожалению, уже традиционная – эксперты IAB, оценивающие сегмент интернет-рекламы, до сих пор так и не смогли предоставить окончательный официальный вариант своей оценки. Мы ждали столько, сколько могли, но в конце концов АКАР пришлось дать собственное понимание объёмов сегмента интернет-рекламы, и я не думаю, что оно будет радикально отличаться от оценки IAB. Вторая причина более серьёзная. Ещё при оценке объёмов рынка за первый квартал мы говорили, что публикуемые данные носят предварительный характер, поскольку у многих специалистов на рынке возникают вопросы по методикам оценки объёмов в разных сегментах. Претензии были как со стороны игроков рекламного рынка, так и со стороны специалистов. В АКАР как минимум три комитета и комиссии поднимали вопрос о необходимости совершенствования методики оценки рынка. Было решено поручить комиссии экспертов разработать новые подходы в этой области.

Необходимость в дальнейшем развитии методики объясняется не столько квалификацией экспертов, сколько объективными серьёзными и стремительными изменениями на рекламном рынке в эпоху цифровизации. Но быстро предложить новую сбалансированную методику по принципу «всё и сразу» не получается. Мы надеемся, что при подведении итогов за 2019 год эксперты АКАР смогут предложить комплексную систему оценки, которая будет учитывать интересы большинства игроков рекламного рынка.

Что касается снижения динамики роста рекламного рынка в стране, то отмечу следующее. В последние три года российский рекламный рынок рос на фантастические 12 – 15% в год. Но, скорее, надо было удивляться высокому росту рынка именно в эти годы при крайне скромных достижениях экономики, чем снижению его динамики в текущем году до 3%. Основная причина – серьёзные проблемы в экономике, которая фактически находится в стагнации. А рекламный рынок «кормится» от экономики. Ещё больше усугубляет проблему падение реальных доходов населения – в таких условиях оно вынужденно переходит с потребления брендированных товаров к потреблению товаров из нижнего ценового сегмента, а рекламной поддержки последние не требуют».

(По информации АКАР)